Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Астрология и Христианство. Часть 1 (Ветхий Завет "за" и "против")

Четыре евангелиста и их символы (над ними). Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк (с сайта Hranitel.Club https://hranitel.club/8-4-evangelista). Впервые евангелистов связал со знаками Зодиака Ириней Лионский (гг жизни 130-202), ученик Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был учеником апостола Иоанна.
Четыре евангелиста и их символы (над ними). Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк (с сайта Hranitel.Club https://hranitel.club/8-4-evangelista). Впервые евангелистов связал со знаками Зодиака Ириней Лионский (гг жизни 130-202), ученик Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был учеником апостола Иоанна.

Отчасти сомнения в совместимости астрологии с христианством имеют место потому, что незнакомые с этой наукой предполагают, что она, вернее, астрологи, ЯКОБЫ претендуют на настолько полное познание будущего, которое противоречит вере в Бога и словам Иисуса Христа о том, что “о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф.гл.24, ст.36) Но эти слова Христа относятся, как ясно из контекста “Малого апокалипсиса Евангелия Матфея” (так называют главу 24) ко Второму пришествию, а не к обыденной жизни.

Вообще-то, в той или иной степени каждый человек планирует свое будущее, и правительство любой страны планирует и на год, и на пять лет вперед, и политологи в СМИ ежедневно дают свои прогнозы без всякой астрологии, так что абсолютизировать этот запрет не стоит. Без хоть какого-то планирования будущего вообще жить невозможно.

Главное же состоит в том, что, во-первых, в самом евангельском рассказе о волхвах (Мф. Гл.2) показана ограниченность возможности точных астрологических предсказаний, и, во-вторых, каждый профессиональный астролог знает об этой ограниченности.

Библия и астрология.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Само слово "астрология" гораздо моложе слов Библии и, естественно, там не встречается. В Библии встречаются строки о "небесных знамениях", причем известно, что в канонических книгах Ветхого и Нового Заветов можно найти как будто противоречащие друг другу строки о чтении небесных знамений. Этот факт на самом деле не должен удивлять, так как всякое знание может быть использовано как во имя добра, так и во зло. Можно ли найти в Библии "главное слово" о значении небесных знамений?

Первое упоминание о светилах, звездах и небесных знамениях мы встречаем уже на первой странице первой книги Ветхого Завета "Бытие" (стих 14), о четвертом дне творения:

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов"

Здесь совершенно недвусмысленно сказано "и для знамений", — которые, естественно, надо уметь понимать, расшифровывать. В дальнейшем в Ветхом Завете то же древнееврейское слово "знамение" встречается неоднократно, не обязательно связанное со светилами и звездами, но каждый раз — с Волей Божией, как и в приведенных выше словах книги Бытия.

Дерево познания добра и зла (фреска собора святой Софии в Новгороде), из статьи Википедии (Автор: Messir - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50633751)
Дерево познания добра и зла (фреска собора святой Софии в Новгороде), из статьи Википедии (Автор: Messir - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50633751)

Само собой разумеется, что слова "и для знамений" не призывают к суеверному почитанию небесных светил за богов, как это было среди язычников. Но нельзя согласиться и с теми толкователями Библии, которые трактуют слова "и для знамений" лишь как-то, что фазы луны, время восхода и захода различных звезд и комет служили полезными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков. Зачем же так принижать слово Божие, сводить Его к простой практике "младенческих лет" человечества — так и всю Библию можно свести к "младенческому мировоззрению древних".враам поклоняется Трём Ангелам под Мамврийским дубом — мозаика собора Монреале (XII век). Википедия, статья "Авраам" (Автор: Sibeaster - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9498905)

Авраам и Господь (изображение со стока https://ua.depositphotos.com/40981435/stock-photo-abraham-by-promise.html )
Авраам и Господь (изображение со стока https://ua.depositphotos.com/40981435/stock-photo-abraham-by-promise.html )

Также и слова Бога, обращенные к Аврааму (гл. XV, Бытие), – "Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты сможешь счесть их", – трактуют лишь как желание Бога "для большей наглядности" показать Аврааму многочисленность его будущего потомства. Гораздо труднее "опростить" следующие строки из также канонической книги Иова (гл.38, ст.31-33):

"Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узлы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?".

Со времен Иова никто, кажется, так и не объяснил этот явно астрологический вызов Бога человеку, здесь невозможно не заметить, отвергнуть астрологическую суть обращения Бога к Иову. Древнееврейское слово маззарот (созвездия) относится, как считают, именно к зодиакальным созвездиям, к двенадцати знакам Зодиака. "Хима", "Кесиль", "Ас с ее детьми" — древнейшие названия созвездий соответственно Плеяд, Ориона и Большой Медведицы. Общая суть обращения Бога к Иову, в ответ на его жалобы о своей судьбе, понятна: судьба Иова записана в небесах и нечего жаловаться, надо знать "уставы неба". Между прочим, Плеяды (Хима) всегда считались приносящими необъяснимые всевозможные несчастья , так что "связать узел Хима", возможно, означает претерпеть все несчастья. Воинственный Орион (Кесиль), следующий в небесах за Плеядами, как бы преследует их, поэтому "разрешить узы Кесиль", возможно, означает избавление от несчастий. Возможно также, что созвездия Плеяд и Ориона были, как говорят астрологи, "ведущими" в гороскопе Иова, — поэтому именно его веру и испытывал сатана перед Богом. Вероятно, звезды Большой Медведицы также были сильно выражены в личном гороскопе Иова; некоторые из них считаются связанными с религиозным водительством, особой миссией человека на земле.

Мозаичный пол в синагоге Беит Альфа  (VI век н.э.). Фотография из статьи Википедии "Знаки Зодиака" (Автор: неизвестен - NASA website: http://www-spof.gsfc.nasa.gov/stargaze/Sjewcale.htm, Перенесено с en.wikipedia на Викисклад участником Maksim., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=629170)
Мозаичный пол в синагоге Беит Альфа (VI век н.э.). Фотография из статьи Википедии "Знаки Зодиака" (Автор: неизвестен - NASA website: http://www-spof.gsfc.nasa.gov/stargaze/Sjewcale.htm, Перенесено с en.wikipedia на Викисклад участником Maksim., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=629170)

Но в плане обсуждаемой проблемы самыми важными являются следующие слова: "Знаешь ли ты Уставы Неба, можешь ли установить господство Его на Земле?" Здесь мы видим прямой призыв Бога к человеку знать, изучать законы (уставы) неба, и здесь же выражена цель этого знания — следование этим Божественным законам на Земле. Надо честно признать, что только так, с учетом первой страницы Книги Бытия (о небесных знамениях) можно понять эти строки. Любое другое прочтение — от лукавого.

Это признают и некоторые исследователи Библии, критически относящиеся к современной астрологии. Так, Генри Моррис в своей книге "Библейские основания современной науки" пишет: "Вполне может быть, что "знамения", данные Богом в небе, "проповедующем славу Божию", изначально должны были стать для народов мира образным посланием... Такому посланию не страшны ни катастрофа великого потопа, ни последующее смешение языков в Вавилоне, поскольку оно нанесено несмываемой краской небесных светил".

Итак, из первых Книг следует, что светила и звезды небесные являют нам Волю Божию, и человек должен уметь читать знамения небес. Однако, сатана, "лжец и отец лжи", обольщающий людей, всякое знание пытается оторвать от веры в Бога и развернуть всякое знание против Его Воли. Не является исключением и знание "знамений небес". В первых четырех канонических книгах Моисеевых нет прямых указаний на греховность предсказателей, хотя, конечно, Вавилонское смешение языков можно и нужно рассматривать как запрет Бога на постижение тайн неба во имя своей гордыни. Запреты на "звездочётство" мы рассмотрим в следующей части статьи.

Продолжение следует

Примечание: отдельные фрагменты статьи написаны с учатием Сергея Евтушенко