Найти тему

Ребёнок в 11 лет медленно читает. Как помочь?

Оглавление

Что делать, если в пятом классе ребёнок читает слишком медленно? Так, что не успевает делать большинство заданий в классе? Ищем решение, тестируем методику.

Здравствуйте, читатели канала. Хочу обсудить такой вопрос: кто сталкивался с тем, что достаточно взрослые дети так и не приобрели любви к чтению, а значит, и не приобрели навык читать быстро?

Не знаю, что именно причина, а что следствие, но факт остаётся фактом: сын в 11 лет читает не быстро и читать не любит.
Ну, как не быстро? 4 балла за скорость чтения в четвёртом классе получал. Но сейчас класс уже 5. Другие требования, другая скорость подачи информации и, как я уже писала, в день по 7-8 уроков. Только успевай делать домашнее задание.
И вот, на первой же контрольной столкнулись с тем, что ребёнок не сделал треть заданий только потому, что не успел их прочитать и разобраться.
Что к этому привело? Конечно, это наша проблема, тк на чтении не настаивали. "Пусть он полюбит читать, а насильно мил не будешь,"- это было главным посылом. Теперь и расхлёбываем ситуацию (несмотря на то, что я и большинство членов семьи читать обожаем, свободное время в основном проводим с книгой, электронной или бумажной, эта любовь к сыну не перешла).

Довольно рефлексии, переходим к делу. Решили прокачивать скорость чтения по методу "Проекта PX". Если Вам будет интересно, подробную информацию по проекту можно легко найти в сети. Я же расскажу, как мы адаптировали методику для себя, и к чему привело её внедрение.

-2

Итак, исходные данные:

  • Мальчик, 11 лет. Скорость чтения 80 слов в минуту;
  • Книга, толстая, от 200 страниц с довольно крупным шрифтом;
  • Таймер;
  • Острый карандаш;
  • Блокнот для записей.

На каждое занятие Вам понадобится примерно 20 минут. Эффект появляется уже после первого. Авторы методики утверждают, что возможно повысить скорость чтения в 3(!) раза. Методика подойдёт детям и взрослым. Что мы делали:

1. Определили нашу текущую скорость.

2. Ускоряемся в 3 раза: умножили количество слов, которые нужно прочесть за 1 минуту, на 3, считаем примерное количество слов в строке и вычисляем, за сколько секунд нужно прочесть 1 строку, чтобы уложиться в желаемый интервал.

Ребёнку понадобилась помощь взрослого, чтобы отслеживать скорость продвижения по строке, а значит, и удобное место, чтобы сесть рядом с ним, положить книгу и таймер. Поехали!

3. Упражнение 1 - Фокус (время 2 минуты):

Нужно для выработки концентрации вгимания на том участке строки, который ребёнок видит в данный момент. Чтобы не снижать скорость чтения, нельзя возвращаться назад по тексту и останавливаться.

-3

Я поставила таймер на желаемое время дочитки строки (у нас 6 секунд).

Взяла в руки карандаш, открыла книгу и села рядом с ребёнком так, чтобы ему было хорошо видно страницу, а я могла легко двигать по ней карандаш.

Включаю секундомер, плавно перемещаю карандаш по строчкам так, чтобы уложиться в тайминг, а ребенок читает, фокусируясь на том месте, где находится остриё. Не задерживаясь и не возвращаясь назад. Это главное!

Не важно, если он не понимает смысл прочитанного.

Почему карандашом управляет взрослый: по опыту ребёнку сложно концентрироваться и на таймере, и на чтении. Лучше помочь.

4. Упражнение 2 - Скорость (продолдительность 3 минуты).

Усложняем задачу. Теперь на строчку нужно потратить в 2 раза меньше времени. Также помогаю удерживать фокус карандашом. Смысл прочитанного ушёл совсем. Повторю, главное, укладываться в интервал дочитывания строки - теперь 3 секунды.

5. Упражнение 3 - Границы восприятия.

"Шпионский секрет") - когда человек, который быстро и хорошо читает смотрит на страницу, он фокусируется на нескольких словах в строчке, а периферическое зрение выхватывает остальное, складывая фразы. Потренировали эту технику. На каждый шаг выделяли по 1 минуте, также помогали фокусировке карандашом, настройку таймера не меняли.

А) 1 минуту читали каждую строчку за 3 секунды начиная со второго слова и заканчивали за 2 слова до конца.

Б) 1 минуту читали каждую строчку за 3 секунды начиная с третьего слова и заканчивал за 3 слова до конца.

Это, конечно, сложно. Сын ничего не улавливал в прочитанном, но всё происходящее напоминало игру. Тем более, я рассказала про "шпионов", поэтому интерес сохранялся.

Самое интересное - результат.

-4

Проверили, чего мы добились за 1 тренировку (методика ведь обещает результат с 1-го занятия). Скорость чтения, действительно, повысилась. Правда, не в 3 раза, а примерно в полтора.

Но, чтобы закрепить результат и отработать, улучшить, заниматься нужно регулярно. Сейчас мы стараемся проводить такие тренировки почти ккаждый день.

И - для чего нужен блокнот, про который я упоминала? Для фиксации результатов тренировок, конечно. Чтобы можно было отследить прогресс.

Желаемый результат пока не достигнут, но улучшение налицо. Очень хочу, чтобы сын научился бегло читать и полюбил книги!

А как прививали любовь к чтению Вы? Делитесь в комментариях.

8 уроков в день для пятиклашек. Это вообще как?

Фото unsplash.com