Найти тему
МУЗТОЧКА

Безголовые гитары: кто их создал и зачем?

Восьмидесятые были диким временем для музыки. Басс стал синтетическим, джинсы превратились в лайкру, а музыкальные инструменты трансформировались в самые футуристические версии самих себя.

Гитара была преобразована во множество способов: от покрытия поверхности зебра-принтом  до потери головы грифа. Безголовые гитары, однако, пережили и зебра-принт, и лайкру.

Голова грифа часто воспринимается, как данность в дизайне гитары, так же, как дека и гриф. Но такие креативные мастера, как Штайнбергер, десятилетиями бросали вызов этому стандарту, производя высококачественные инструменты без голов, а иногда даже и без дек.

За десятилетия их существования, безголовые гитары по-прежнему довольно редко встречаются, и в значительной степени невидимы в мире гитарного мейнстрима, что придает этим футуристическим инструментам атмосферу экзотики.

Так откуда же они берутся и как работают?

Особенности и преимущества

Наверное, самый вопиющий вопрос, касающийся дизайна безголовых гитар - это куда девать колки? Есть ли вообще у безголовых гитар колки?

На самом деле, колки мигрировали на противоположный конец гитары, расположенный за бриджем. В этом нетрадиционном, но продуманном дизайне все гитарное оборудование расположено в одном месте. Благодаря этому отпадает необходимость в верхнем порожке, что благотворно сказывается как на игре на открытых струнах, так и на звучании инструмента в целом.

Существует также ряд эргономических преимуществ. Так, отсутствие дополнительного дерева и фурнитуры на конце грифа способствует смещению баланса гитары к корпусу, уменьшая давление гитарного ремня на плечо  музыканта. Многие производители безголовых гитар, наподобие Strandberg, предлагают гитары с пустотелым корпусом, что уменьшает их вес от 2,2 кг до 2,7 кг.

Полная длина тела безголовой гитары также намного короче. Нижняя часть инструмента срезана у основания колков.

Ранние инновации в безголовых гитарах

По общему мнению, Нед Штайнбергер был первым дизайнером, который достиг реального успеха с безголовыми моделями, появившимися, когда тот работал на бас-гитарного мастера Стюарта Спектора.

Его первой безголовой моделью, изготовленной для компании Spector, стал бас L2, который впоследствии получил несколько дизайнерских наград. Штайнбергер создал свою собственную компанию в 1980 году и продолжил выпускать такие модели, как знаменитый Spirit, а совсем недавно - и ZT-3. Штайнбергер также создал TransTrem - уникальную тремоло систему, позволяющую настроить величину изменения тона при работе тремоло индивидуально для каждой струны.

Стоит также упомянуть модель Birdfish, изготовленную компанией Teuffel. Даже в странном мире безголовых гитар это действительно уникальное произведение искусства. Детище Ульриха Теуфеля - Birdfish - дебютировало в 1995 году и получило признание за свой дизайн и безупречное звучание.

У Birdfish нет корпуса в обычном понимании этого слова, но вместо этого есть два съемных деревянных бруска (называемые «тонбарами» Теуфеля), которые выступают в качестве основной резонансной структуры. Как тонбары, так и все три звукоснимателя гитары можно легко заменить, что придает инструменту еще больше универсальности.

Современные экземпляры

Steinberger

“Предки” современных безголовых гитар все еще живы и здоровы, а дизайн инструментов Неда Штайнбергера меняется и совершенствуется с 80-х годов.

Spirit - самая известная модель гитар и басов Штейнбергера, а серия Synapse включает в себя инновации Неда за все годы производства. Обе модели регулярно в продаже, и стоят около $ 1 000.

Самая последняя модель - ZT-3, имеет более традиционную форму. Главной особенностью гитары стала новая версия тремоло TransTrem, позволяющая транспонировать инструмент в пяти тональностях с шагом в полтона.

Гитары Steinberger использовали такие известные артисты, как Майк Рaзерфорд (Genesis), Эдди Ван Хален (Van Halen), Дэвид Боуи, Стинг, Аллан Холдсуорт.

Strandberg

Основанная в 2007 году шведским производителем Ola Strandberg, эта компания стала известна благодаря универсальным эргономичным инструментам, которые нашли свою нишу в прогрессивных и металлических сообществах.

У Страндберга есть несколько интересных подходов к дизайну грифа. Почти все составляющие инструментов запатентованы. Среди инноваций производителя - уникальная форма грифа Endurneck, позволяющая руке меньше уставать при игре, а значит - играть быстрее; гриф с гибридной мензурой; система крепления струн из легчайших сплавов высокого качества, универсальный корпус, который можно разместить в нескольких позициях при игре сидя и многие другие.

Гитары бюджетной линейки Boden OS стоят от $ 1500 до $ 2000. Новая линейка Boden J является, по сути, той же Boden OS, только производится в Японии из дерева премиум класса и стоит от $ 3200.

И если вы ищете идеальную гитару, адаптированную “под вас”, у Strandberg есть линейка «Made to Measure». Инструмент полностью кастомизирован: все спецификации делаются под покупателя, с учетом стиля игры и максимального удобства. Но и стоит такая гитара дороже: от $ 4000, в зависимости от набора спецификаций.

Гитары Strandberg используют такие музыканты, как Пол Масвидал из Cynic, Пэр Нильсон из Scar Symmetry, Тосин Абаси из Animals As Leaders, Сара Лонгфилд из The Fine Constant и другие.

Большинство гитаристов, рискнувших однажды приобрести безголовую гитару, остаются довольны покупкой. А вам приходилось играть на таком инструменте? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки!