Найти тему
Федор Бельский

Миноносец "Дързкий", Болгарский Военно-морской музей, Варна

5 июня 2019 го

Для начала зафиксирую кусочек июньской части путешествия. Ехал в Варну прицельно, хотел осмотреть миноносец «Дързкий» — один из самых старых сохранившихся боевых кораблей 20-го века. Строго говоря, на самом деле это не совсем «Дерзкий», а по бОльшей части один из его систершипов. Подробности ниже.

В 1903 году болгарское правительство заказало у  французской судостроительной компании «Schneider & Co» серию  миноносцев. В начале 1904 года был подписан договор о строительстве трёх  однотипных кораблей. В 1905 и 1906 годах через Босфор миноносцы были  контрабандой доставлены по частям в Болгарию, собраны и спущены на воду.  Один из этих кораблей получил название «Дръзки» («Дерзкий»). Позже  болгарское правительство дозаказало ещё три миноносца, которые вошли в  состав флота в 1909 году. По этому проекту французская фирма «Schneider  & Co» также построила несколько миноносцев для Турции. Всего болгары  успели незадолго до начала Первой мировой войны построить шесть  кораблей — «Дерзкий» (болг. Дръзки), «Смелый» (болг. Смели), «Храбрый»  (болг. Храбри), «Строгий» (болг. Строги), «Летящий» (болг. Летящи) и  «Шумный» (болг. Шумни). Вместе с учебным крейсером «Надежда» они  сформировали мобильную оборону флота и морскую часть, которая  участвовала в Балканских войнах и Первой мировой войне.

"Дерзкий"  прославился во время Первой Балканской войны. 7 ноября 1912 года штабу  болгарских ВМС стало известно, что в Кюстендже направляются два  египетских корабля с припасами для турок. Четыре миноносца — «Летящий»,  «Смелый», «Строгий» и «Дерзкий» — под командованием капитана 2 ранга  Димитра Добрева, получили задачу перехватить корабли у болгарского  побережья. В ночь на 8 ноября они столкнулись с флагманом конвоя  «Хамидие», 4000-тонным бронепалубным крейсером эльсвикского типа,  построенным, соответственно, в Англии. В 00:43 болгары атаковали  крейсер, выпустив по нему торпеды: первым атаковал флагман «Летящий» с  расстояния в 500—600 метров, но торпеда не попала в цель, поскольку  турецкий крейсер успешно маневрировал. Турки открыли ответный огонь по  болгарским судам, в ответ на что «Смелый» с 300 метров и «Строгий» со  100 метров выпустили свои торпеды, но и они не достигли крейсера, а  «Смелый» получил попадание.

«Дерзкий» под командованием мичмана I  ранга Георгия Купова, несмотря на ожесточённый турецкий огонь,  подобрался на расстояние в 60 метров и атаковал в упор. Торпеда попала в  носовую часть «Хамидие», что привело к взрыву и образованию огромной  пробоины, нос крейсера почти целиком погрузился в воду. Команда  «Дерзкого» готовилась добить судно, но на помощь крейсеру подошли четыре  контрминоносца, отогнавшие болгар. Турки отбуксировали повреждённый  крейсер кормой вперёд, причём только спокойной море не позволило кораблю  уйти на дно. Болгары в этом бою потеряли одного раненого из экипажа  миноносца «Смелый», а на «Дерзком» был повреждён дымоход. Потери турок в  личном составе — восемь человек убитыми и тридцать ранеными. После  ремонта «Хамидие» на Черное море не вернулся, действуя против греков в  Эгейском, Средиземном и Ионическом морях. В целом данный инцидент сильно  сковал последующие действия турецкого флота против болгарского  побережья.

"Дерзкий" участвовал во всех войнах включая Вторую  Мировую, занимаясь минными постановками и артиллерийской поддержкой  наземных войск. 15 октября 1942 в порту Варны прогремел взрыв  боекомплекта, корабль затонул, однако его удалось поднять,  отремонтировать и вернуть в состав болгарского флота. В 1944 году  переквалифицирован в судно-мишень. В 1950 году всё вооружение было  снято, но одно орудие, дымовая труба, табличка с именем и ряд элементов  корабля были установлены на лучше сохранившемся систершипе «Строгий»,  который был переквалифицирован в корабль-музей и 21 ноября 1957 года  стал экспонатом Военно-морского музея Варны.

С 2006 года имя «Дерзкий» носит фрегат типа «Вилинген» флота Болгарии, купленный у Бельгии в 2006 году.

 Модель "Дерзкого" в разрезе в экспозиции музея
Модель "Дерзкого" в разрезе в экспозиции музея

Водоизмещение 97 тонн
Длина 38 метров
Ширина 4,4 метра
Осадка 2,6 метров
ДУ два котла (тип не нашел) и паровая машина тройного расширения
Мощность 1900 л.с.
Скорость хода 26 узлов
Экипаж от 23 до 30 человек
Артиллерийское ооружение 3×47-мм скорострельных орудия системы Шнейдер-Канэ
Минно-торпедное вооружение 3×450-мм торпедных аппарата

-3
-4
-5

Ходовая рубка. По факту - стальной скворечник :))

-6
-7
-8

Пол рубки - фактически козырек над носовым торпедным отсеком.

-9

 Одну торпеду возили в аппарате, одну запасную на подвесе.

-10

Здесь же жили нижние чины. Уюта ноль, но на  корабле было центральное отопление, так что ежли задраиться - думаю,  терпимо, по Черному-то морю далеко не уедешь. А вот как наши прадеды  номерные миноносцы почти такого же размера через 3 океана на Дальний  восток гоняли - вот это да, жесть. Жалко, не сохранилось их совсем.  Интересно было бы сравнить условия обитания

-11
-12

Скорострелка Шнейдер-Канэ.

-13
-14

Палуба от ходовой рубки в корму.

-15

Палуба от ходовой рубки в нос.

-16

Люки котельных и машинного отделения + палубные торпедные аппараты.

-17

Резервный пост управления в корме.

-19

Скворечник кормового вахтенного. Полукуполом для защиты от брызг натягивался брезент.

-20

Люк в офицерские жилые помещения.

-21

Каюта раз.

-23

Каюта два. Насколько я понял, у командира отдельной не было.

-24

Кают-компания.

-25

Камбуз. Угольный. На палубе. В свежую погоду явно сидели без горячего :))

-26

В общем и целом впечатлений, конечно, море. Пока не увидишь живьем — по книжкам и даже фильмам никогда не прочувствуешь, на каких скорлупках порой ходили в дальние плавания и воевали. Нечто похожее испытал в 2015-м году, когда в порту Барселоны увидел реплику каравеллы Колумба. Это просто сраный баркас :)) Но как в эпоху Великих морских открытий ходили в неизвестность на этих жалких суденышках, без холодильников, без консервов, без буквально нифига — тема отдельного разговора...

На этом же маршруте изначально были намечены еще броненосный крейсер "Георгиос Авероф" и эскадренный миноносец "Велос" в Афинах, но потом подумалось, что я в Греции  на яхтинге бываю минимум раз в 2 года и не стоит отдельный крюк в 3-е  суток делать. Плюс были намечены линейный корабль "Гото Предестинация" в Воронеже и легкий крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске, но грузины отморозились и не впускали к  себе российских мотоциклистов, так что вместо Грузии-Турции пришлось ехать по осточертевшему маршруту Белоруссия-Польша. Так что "Дерзкий" в итоге отдувался за всех :))

На  обратный путь помимо военных музеев  намечены эскадренный миноносец "Блыскавица" в Гдыне и сухогруз "Солдек" в  Гданьске, а также подводные лодки U-2540 в Бремерхафене, U-995 в Лабё и U-461 в Пенемюнде. Плюс позавчера уже посетил подводную лодку типа «Дафне» S645 "Ла Флёр" в Лорьяне. Про нее, как и базу У-Ботов «Кероман», напишу позже. И про все остальное тоже. Спать пора, завтра утром предстоит Музей Авиации и Космонавтики в Ле Бурже (где я, собственно, все это и пишу), а потом полтыщи верст в Южную Германию. Говорят, погода испортится...