Если и есть на свете гимн советским пригородным электропоездам, то это, конечно, "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева. Всякий, кто хоть раз прокатился на тех еще электричках, да при этом читал это произведение, без сомнения подтвердит - правда всё, всё до единого слова.
Прогресс не стоит на месте, и электрички потихоньку становятся современнее, пассажиры - более заняты своими делами, нежели алкоголизмом, а развитие средств связи помогает скрашивать разлуку. Скоро уйдет в прошлое вся эта пригородная романтика. Но пока - пока "Москва-Петушки" остается самым сильным лирическим произведением о любви на расстоянии в относительно современной реальности. И поэтому, конечно, совершенно обязателен к посещению памятник героям повести.
Он в Москве есть. Находится он на площади Борьбы, что на пересечении улиц Образцова, Достоевского и Перуновского переулка. Если подходить к нему вечером, в изрядном подпитии и по улице Достоевского, то сквер выглядит так:
Если же перейти через дорогу и войти в сквер, то можно и не увидеть сначала наших героев:
А вот если подойти ближе - то разглядеть их уже можно. Вот они стоят - так рядом и так далеко. Кстати, сначала Веничка, в полном соответствии с книгой, стоял на Курском вокзале, а его возлюбленная - в Петушках. Но в конечном счете их перенесли сюда, в сквер, которого по существу и не было в книге, но где им, хочется верить, хорошо:
Сначала, конечно, посмотрим на Веничку. Он стоит, опираясь на табличку с надписью Москва. Тяжело ему. Сил нет, и ноги заплетаются, и чемоданчик надо прижимать к себе - ведь в нем: "во-первых, две бутылки кубанской по два шестьдесят две каждая, итого пять двадцать четыре. Дальше: две четвертинки российской, по руль шестьдесят четыре, итого пять двадцать четыре плюс три двадцать восемь. Восемь рублей пятьдесят две копейки. И еще какое-то красное. Сейчас, вспомню . Да — розовое крепкое за руль тридцать семь". Да еще гостинцы! Как не прижимать чемоданчик к сердцу после такого?
На постаменте же процитирована великая мысль:
"Нельзя доверять мнению человекка, который еще не успел похмелиться"
А совсем рядом стоит Она, его возлюбленная и муза. Стоит, с косой до попы, и смотрит мечтательно куда-то вдаль: "...вся она соткана из неги и ароматов. Ее не лапать и не бить по е@#лу — ее вдыхать надо".
А на постаменте у нее - лирическое посвящение Петушкам. Ведь там - "...жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет":
Что ж, постоим, посмотрим. Взглянем на имена скульпторов сбоку на постаменте у Венички - это Валерий Кузнецов и Сергей Манцерев:
Достанем из чемоданчика, кармана или еще откуда-то бутылку, да выпьем - за Веничку, за возлюбленную, за любовь и за скульпторов. Ведь не пришли бы вы к этому памятнику без бутылки? Вот и мы не пришли. Выпьем - да побредем дальше. К Кремлю, или там, к Курскому вокзалу. Неважно, главное - навстречу жизни.