Albion (Глазго-Скотстон, Великобритания, 1902-1972)
Крупнейшая автомобильная фирма Шотландии "Albion" принадлежит к самым известным британским компаниям, погибшим (не без помощи Leyland) под руинами развалившейся в 60-70-е годы автомобильной промышленности Великобритании. Компания "Альбион Мотор Кар" (Albion Motor Car Company) основана в 1899 году на месте ремонтной мастерской на улице Финнистон стрит в Глазго. Ее основали два молодых выпускника Эдинбургского университета Томас Блэквуд Мюррей (Thomas Blackwood Murray) и Норман фултон (Norman Fulton), работавшие на одной из первых британских автомобильных компаний "Аррол-Джонстон" (Arrol-Johnston). Финансировал создание фирмы Джон Мюррей, отец Томаса, предложивший для нее древнее название Британских островов.
С 1903 года (после переезда в новую, более просторную мастерскую в Скотстоне, где оставалась до своего последнего дня ) на базе легковых автомобилей "Albion" выпускали варианты с бортовыми платформами или фургонами. Среди них была модель "A3" грузоподъемностью 750 кг с 2-цилиндровым мотором (2,7 л, 12 л.с.), производившаяся до 1915 года.
С самого начала дела молодой фирмы шли неплохо, и в 1904 года она перебралась в более просторное помещение в Скотстоуне близ Глазго, где оставалась до своего последнего дня. Поворотным моментом в истории "Альбиона" считается 1910 год, когда появился один из самых известных грузовых автомобилей этой марки - 3-тонный "А10"с 4-цилиндровым 3,2-литровым двигателем мощностью 32 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, расположенной перед задними колесами, которые приводились двумя бортовыми цепными передачами. В 1913 г. появился 4-тонный вариант "A12" с удлиненной базой. Его особенностями были вместительные масленки в виде колоколов, установленные над поворотными шкворнями передних колес, а также регулировка сцепления двумя винтами, расположенными на педали. Как и большинство автомобилей этой марки, они отличались простотой и надежностью. Известность "Альбиону" принесли крупные заказы на 6 тыс. таких машин для британской армии в Первую Мировую Войну.
В 20-х годах девизом фирмы выбрали изречение "Надежен как восход солнца", и радиаторы ее грузовиков стала украшать стилизованная надпись "Albion" , от которой во все стороны расходились солнечные лучи. В 1923 году появился новый 1,5-тонный автомобиль "SB" с двигателем 20 л.с. В 1925 году появился первый бескапотный грузовик "А10 MkIII", который по сути представлял из себя конверсию из капотного "А10". К концу 20-х годов грузовая программа была расширена до 5-тонных моделей.
В 1932-м для более тяжелых машин предложили на выбор дизельные двигатели фирм "Гарднер" (Gardner), "Дорман" (Dorman) и "Бирдмор" (Beardmore). Ещё через год "Albion" изготовили свой первый 4-цилиндровый дизель собственной конструкции с непосредственным впрыском топлива. Используя богатый опыт по созданию автобусов, "Albion" постепенно вышел в лидеры по выпуску грузовиков с кабиной над двигателем. В 30-е годы многочисленные модели автобусов получили красивые названия, но для грузовых машин продолжали использовать маркировку из сочетания букв и цифр. Их предлагали в 2- и 3-осных исполнениях грузоподъемностью от 1,5 до 15 тонн, оборудовали бензиновыми и дизельными двигателями.
В 1939-м году была создана известная серия "FT" среднего класса с кабиной над двигателем, для которой предлагали новый бензиновый двигатель рабочим объемом 4566 см3 мощностью 90 л.с. В 1937 году появилась серия "СХ" грузоподъемностью от 7,5 до 15 тонн. На новых машинах устанавливали 6-цилиндровый дизель (9080 см3, 100 л.с.), а также самый крупный в то время бензиновый мотор рабочим объемом 10,5 л, развивавший мощность 140~150 л.с. Особенностями всех грузовиков были 4-ступенчатые коробки передач в блоке с 2-ступенчатой дополнительной коробкой и вакуумный усилитель гидропривода тормозов. Предлагали также специальные исполнения для городского хозяйства и пожарной охраны.
Перед второй мировой войной фирма "Albion"считалась одной из наиболее процветающих британских компаний по производству грузовиков, став своеобразной гордостью Шотландии. Во время войны "Albion" выпустил большое количество армейских машин. Самыми интересными считаются полноприводные автомобили с кабиной над двигателем - 3-тонный грузовик "FT11" (4x4) и артиллерийский тягач "FT15" (6x6). Кроме них в армии широко использовались 3-осные машины "BY" и "СХ" (6x4) грузоподъемностью от 3 до 10 тонн с двигателями мощностью 75~140 л.с. Производство гражданских моделей было возобновлено лишь в 1946 году серией из шести базовых шасси грузоподъемностью от 1,5 до 18 тонн довоенной разработки - от легкой модели "AZ5" до 4-осной "СХ7".
К началу 50-х годов. программа состояла только из автомобилей с кабиной над двигателем. Первыми послевоенными моделями стали 2-осные "FT23N" и "FT3AL" грузоподъемностью 3 и 5 т с новыми бензиновыми двигателями (3050 см3, 53 л.с. и 4250 см3, 74 л.с.). Их развитием стали "FT37A Чифтэн" (Chieftain) и "FT101L Клайдсдэйл" (Clydesdale) грузоподъемностью 5,5~7,5 т с дизелем рабочим объемом 4,9 л в 75 л.с. и 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач. Выпускались версии как в бескапотном варианте, так и в капотном. За ними последовала обновленная тяжелая гамма "HD", из которой позже была выделена серия "Ривэ" (Reiver).
В 1954 году появились одни из наиболее оригинальных автомобилей "Albion" - низкорамные "MR Клэймор" (Claymore) с 4-литровым горизонтальным дизелем "Albion EN219", расположенным под рамой машины.
В 1951-м году фирму "Albion" приобрела компания "Лейланд" (Leyland). До конца 50-х производство старых моделей продолжалось, но постепенно влияние "Leyland" становилось все сильнее. Тем временем "Albion" продолжал совершенствование своих грузовиков. На 7-тонной модели "СНЗА Chieftain" стали устанавливать новый дизель "Albion" (5,5 л, 94 л.с.), но на 9-тонном "CD21 Clydesdale" уже применяли 6-цилиндровый мотор "Leyland" мощностью 105 л.с. С 1958 года всё тяжёлое семейство грузовиков "Albion" получило кабину от автомобилей "Лейланд Супер Комит" (Super Comet). Последней собственной разработкой "Albion" в 1957 г. считается 4-осный "Кэлидониэн" (Caledonian) грузоподъемностью 16,5 т. Однако самостоятельность ограничилась лишь модернизацией шасси, а кабину и дизель (9,8 л, 125 л.с.) поставлял "Leyland". Автомобиль оказался серьезным конкурентом грузовика "Лейланд Октопус" (Leyland Octopus), и вскоре новое руководство приняло решение о рационализации всей программы. На практике это означало постепенный отказ от моделей марки "Albion".
В середине 60-х годов серии "Clydesdale" и "River" получили новую кабину "Лейланд Эргоматик" (Ergomatic), на остальных же машинах просто заменили эмблему "Albion" на "Leyland". Таким образом, дальнейшая судьба компании была предопределена. В 1969 году программа обеих фирм практически ничем не отличалась, а через три года марка "Albion" прекратила существование.
Самым последними грузовиками носившим марку "Albion" были модели "Chieftain / Clydesdale / Reiver" с кабиной G.