Найти тему

Антирелигиозная пропаганда в СССР. Плакаты и карикатуры

Оглавление

В основе государственного устройства СССР лежала идеология марксизма-ленинизма. Борьба с религией и церковью была неотъемлемой частью этого мировоззрения, или, говоря словами В. И. Ленина, «азбукой всего материализма».

Основоположники марксизм-ленинизма. Изображение из открытого источника
Основоположники марксизм-ленинизма. Изображение из открытого источника

Несмотря на то, что в стране религия официально так и не была запрещена, Советский Союз всячески поддерживал и пропагандировал атеистический образ жизни. Однако антирелигиозная политика не была чем-то однозначно устоявшимся: её характер и направленность постоянно менялись; гонения на церковь то ожесточались, то ослабевали; в определённые периоды некоторые конфессии даже получали от государства поддержку.

Как изменялась сущность государственной пропаганды можно проследить по произведениям изобразительного искусства того времени.

1. Воинствующий атеизм

В период своего становления (1920-е — 1930-е годы) советское государство рассматривало верующих людей как своих непримиримых идеологических врагов. Поэтому методы борьбы с религией, как и с другими «буржуазными пережитками», характеризовались в то время особой воинственностью и ожесточённостью. Данные тенденции нашли своё отражение и в пропагандистских плакатах.

Агитационные изображения недвусмысленно давали понять, что борьба должна быть предельно агрессивной. Расчищать дорогу в коммунистическое будущее нужно с помощью «винтовки» и «молота» — только так можно «раздавить» своих идеологических противников.

Были и более сдержанные в эмоциональном плане изображения, которые, однако, выходили порой не менее выразительными и красноречивыми. Главным орудием художника здесь становились выпячивание и высмеивание неприглядных сторон жизни «представителей культа» и их приспешников.

Примечательно, что атеистическая пропаганда пускала в ход те же приёмы, которыми в своё время пользовалось и религиозное искусство. Это и противопоставление «левого» и «правого» на картине, это и использование идеи «светлого будущего» (другими словами — рая на земле), это и характерный символизм в рисовке различных персонажей (демонов на иконах можно распознать по зачёсанным кверху волосам, а попов на советских плакатах — по жидкой козлиной бородке).

2. Научный атеизм

Несмотря на масштаб всей этой агитации, верующих в СССР по-прежнему оставалось много (по переписи 1937 года, их было больше половины населения). Во время Великой Отечественной войны политика по отношению к религии была смягчена, более того, был взят курс на её частичное возрождение под присмотром государства.

С 50-х годов антирелигиозные настроения снова усилились. Однако, так как во время войны на защиту Родины встали не только атеисты, пропаганда уже не могла вестись прежними методами. Теперь верующие рассматривались не как идеологические враги, а как неотъемлемая часть советского общества, пусть и заблудшая.

Поэтому был взят курс на перевоспитание этих заблудших душ. В этом государству по-прежнему помогало изобразительное искусство. (Однако, стоит отметить, масштабы уже были далеко не те, более значительная роль в деле пропаганды стала отводиться произведениям кино, литературы, публикациям в СМИ).

Большое значение в этот период стали приобретать газетные и журнальные карикатуры. Высмеивание стало гораздо более тонким, менее прямолинейным. Целью карикатуристов становилась не только религия, но и политика властей по отношению к ней: её перегибы, непродуманность, отсутствие результатов и т. д.

Наиболее активно антирелигиозная пропаганда велась при Н. С. Хрущёве. После него государственная поддержка атеизма стала постепенно сходить на нет, пока окончательно не прекратилась. В 1990 году был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Этот закон ознаменовал собой начало новой вехи в отношениях государства и верующих... Но это уже совсем другая история.

Похожие темы:

Почему «кукурузный проект» Хрущёва провалился?
Антиалкогольные кампании в СССР. Агитационные плакаты