Об инновациях в образовании за последние десятилетия написано очень много. Ещё лет 8 назад Д.Ю. Доронин предложил интересную метафору: посмотреть на сказки Р. Киплинга о Маугли как на «книгу о развитии человека», в которой «отражены различные педагогические технологии и образовательные стратегии». Разовьём эту мысль в контексте педагогических инноваций.
Медведь Балу – это типичный представитель традиционной педагогики: он преподаёт звериным детёнышам Закон Джунглей и воспитывает Маугли как «настоящего волка».
Пантера Багира – педагог-инноватор. Она гораздо лучше, чем Балу, понимает потребности Маугли и стремится учесть в воспитании его особенности, развить в нём «человеческие» качества. Между ней и ребёнком устанавливаются товарищеские, доверительные отношения. Ловкой, остроумной, решительной и обаятельной Багире хочется подражать гораздо больше, чем увальню Балу. Наконец, она убеждает Балу в том, человеческого детёныша нельзя воспитывать как волчонка. (Кстати, в английском оригинале Багира – молодой самец, для Маугли он старший товарищ по приключениям, и его отношение к Маугли изначально лишено «материнской» опеки, которая обычно чувствуется в русских переводах.)
Багира расширяет знания и опыт Маугли далеко за пределы «волчьего мировоззрения» (благодаря Багире он легко лазит по деревьям, бегает на двух ногах, не боится огня и т.д.). Багира стимулирует познавательные интересы ребёнка: его перемещения по Джунглям не ограничиваются поисками пищи, это скорей познавательные экскурсии, насыщающие не только желудок, но и человеческое любопытство.
Правда, есть в Джунглях и другие «инноваторы», точней, псевдоинноваторы: целое племя бандарлогов – серых обезьян, которые, по словам Киплинга, «всегда хватаются за что-нибудь новое», но никогда не доводят дело до конца.
Когда Маугли попал в лапы этих «воспитателей», ему сначала было интересно. После суровой «волчьей школы» он вдруг почувствовал себя в центре всеобщего внимания. Обезьяны его пожалели, накормили, развлекали новыми играми и забавными речами. Только представьте: целая стая «педагогов-бандарлогов» носится с ребёнком как с высшей ценностью! Неужели в Джунглях восторжествовали идеи гуманной педагогики, и наступил апофеоз личностно-ориентированного образования?
Однако вскоре выясняется, что за болтовнёй и ужимками бандарлогов нет никаких осмысленных педагогических действий. Они перессорились между собой, новое им быстро надоело, ребёнок оказался предоставлен сам себе, и вот уже обезьяны отнимают у него банан, который недавно сами ему дали!
В отличие от бандарлогов, Балу и Багира в воспитании Маугли выступают как союзники, объединяя педагогические традиции и инновации. Балу может не одобрять «педагогические новшества» Багиры, а Багира – добродушно подсмеиваться над суровостью методов Балу, однако оба наставника легко договариваются и эффективно сотрудничают, понимая, что от этого зависит судьба их воспитанника.
Эти рассуждения из джунглей Индии легко перенести в современную российскую школу. Так, известный учёный-педагог и автор вузовского учебника педагогики И.П. Подласый высказывает две идеи, на мой взгляд, ключевые для понимания современных проблем инновационно-педагогической деятельности:
1) наиболее эффективные инновации в школе тесно связаны с педагогическими традициями (используя метафору из «Маугли», это «содружество Багиры и Балу»);
2) наихудший вариант педагогических инноваций – это «новшества ради новшеств», несущественные, бесполезные или даже вредные для образовательного процесса, «приносящие дивиденды» разве что самим «инноваторам» (условно назовём этот вариант «педагогика бандарлогов»).
Итак, современному учителю нельзя замыкаться в рамках педагогических традиций, но нельзя и уподобляться серой обезьяне в стремлении к бессмысленным новшествам.
И ещё одна мысль, навеянная «Книгой Джунглей»: Маугли очень легко попал в лапы бандарлогов, а вот чтобы отнять у них ребёнка, Багире и Балу пришлось призвать на помощь Каа, да и самим серьёзно рискнуть своими шкурами.