В России широко распространены территории, на которых развиты карстовые явления. Это город Москва и Московская область, Пермский край (Березники, Соликамск, Кунгур), Нижегородская область (Дзержинск), Башкортостан (Уфа, Бирск), Дальний Восток (Биробиджан), Тульская область и другие территории.
В части случаев в активизации этого опасного явления виновата природа, но нередко и хозяйственная деятельность человека приводит к плачевным последствиям. Об этом на примере истории аварий в Березняках рассказывает сегодня известный геолог, инженер-изыскатель Владимир Иванович Каширский.
Первые аварии
Первая авария на калийных и соляных месторождениях бывшего СССР произошла в 1919 году на участке Соль-Илецкого месторождения, когда в камере высотой 70 м, шириной 25 и длиной 240 м произошло обрушение потолочины размером 25*30 м, а на поверхности образовалась провальная воронка диаметром 20 м и глубиной 15 м. В 50-х гг. произошли аварии на Солотвинском месторождении каменной соли, в 1979 г. за 36 часов был полностью затоплен рудник №1 в Соль-Илецке [2].
В Березниках в январе 1988 г. начала затапливаться одна из шахт добычи калийной соли. По мнению специалистов, полость над водоносным горизонтом, «схлопнулась» и через полгода произошел провал грунта. При этом образовалась огромная воронка, которая буквально за месяц заполнилась водой из ручья, пересечённого провалом и первоначально превратившегося в водопад. Очевидцы свидетельствовали, что образование провала сопровождалось световыми вспышками и взрывами газа. Никто не пострадал, поскольку это произошло в глухом лесу вдали от жилых массивов, в окрестностях калийного комбината. В связи с этим катастрофическим явлением было принято решение прекратить добычу калийной соли в шахтах, проходящих под жилыми кварталами города, а выработанные полости заглушить [1, 2].
"Буря" после затишья
До 1993 г. было «затишье», а затем начали происходить подземные землетрясения, по мнению специалистов, техногенного характера, на фоне которых, начиная с 1998 года, на дневной поверхности стали появляться небольшие провалы и проседания грунта, было выявлено шесть потенциально опасных зон. В соответствии с составленным прогнозом, активность должна была возрасти в 2003 году и достичь пика в 2006. Впоследствии этот прогноз, к сожалению, сбылся. В октябре 2006 года в одну из выработок первого (наиболее старого) рудника начал интенсивно поступать рассол, за 10 дней объёмы притока достигли 1200 кубометров в час. Продолжение добычи соли оказалось невозможным, откачка была прекращена, выработка затоплена, промышленные объекты на поверхности выведены из эксплуатации, а персонал эвакуирован. Для предотвращения риска поступления вод из реки Кама в зону вероятного проседания за полгода была возведена дамба, ликвидированы шахтные стволы [1].
Несомненно, что затопление подземных соляных выработок приводит к резкой активизации процесса растворения пород, особенно таких легкорастворимых, как калийная соль, и может привести к катастрофическим последствиям.
Через полгода, в июле 2007 года, практически точно над затопленными выработками образовалась воронка 50*70 метров, положившая начало второму провалу, который стал самым большим из ныне существующих в Березниках и Соликамске. Размеры воронки к 2009 году составили около 500 метров в длину и 350 в ширину, в воде оказались постройки фабрики. Провал затронул территорию уже закрытой фабрики технической соли. Жилые постройки вновь не были задеты [1].
Кстати, действующая ТЭЦ в Березниках находится в непосредственной близости от провала и также является объектом повышенной опасности, находящимся в зоне потенциальной катастрофы.
В ноябре 2010 года на железнодорожной станции Березники образовался третий провал, парализовавший работу железнодорожной станции, сделавший невозможным сквозной транзит поездов. Все 14 путей, включая грузовые и пассажирские, были укорочены в три раза и стали тупиковыми. Через год провал был засыпан, но восстановление станции так и не начали.
В декабре 2011 года недалеко от третьего провала образовался четвёртый, который затронул территорию шахтостроительного управления, частные гаражи и круговую развязку автомобильной дороги. На следующее лето провал начали засыпать землёй, но вскоре прекратили в связи с трагическим событием: из-за обрушения стенки частично засыпанного провала туда провалился погрузчик, водитель которого в результате погиб. К настоящему времени это единственная жертва провалов в Березниках [1]. Но, новые провалы продолжат появляться, а старые быстро увеличиваются в размерах. И к чему это может привести, прогнозировать сложно.
Полный текст статьи со списком источников и литературы читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ
В работе использованы следующие материалы:
1. Березники – город на краю провала. lana-sator.livejournal.com›231192.html
2. Красноштейн А.Е., Барях А.А., Санфиров И.А. 2007.Березники: риски и реалии. Геориски. №1. с.4-6.