Автор цикла — 87-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг. Он рассказывает о джазменах, которые по разным причинам не достигли уровня известности суперзвёзд, но их роль в истории мало чем уступала значению титанов джазовой истории.
В более ранних выпусках: трубач Эрскин Хокинс; пианист Мэтт Деннис ; поющий пианист Бадди Греко.
Сай Оливер (Sy Oliver)
Я получил посылку. Мои друзья из Праги прислали ноты. Это были напечатанные оркестровые партии. Одной из пьес была композиция Сая Оливера «Opus One». Предусматривался так называемый «троечный состав» — три саксофона, две трубы, один тромбон и ритм-группа. Пьесу эту я уже слышал на пластинке оркестра Томми Дорси. Сыграли по нотам, оркестровка несложная. Звучит прекрасно. Надо бы дописать партии, — подумал я, — у нас в оркестре пять саксофонов и три трубы, три тромбона. Взял ноты домой, составил партитуру и долго возился над расширением аккордов. Потом разложил на пюпитры свой вариант и услышал, что лучше звучать не стало. Зря трудился. Мы так и играли «Opus One» на танцах — шестью духовыми инструментами. Музыка нравилась публике, под неё было удобно танцевать.
СЛУШАЕМ: Sy Oliver «Opus One»
Я познакомился с историей Сая Оливера и понял, что его роль в становлении оркестрового джаза недооценена. Мы обычно связываем историю танцевального свинга с именами Флетчера Хендерсона, Дюка Эллингтона, Дона Рэдмена, Бенни Картера. У этих музыкантов были свои составы, в которых они экспериментировали — разрабатывали вопросно-ответные схемы, сочиняли риффы, комбинировали тембры. А у Сая Оливера до 1943 года не было своего оркестра, он играл в группе труб в бэнде Джимми Лансфорда, писал аранжировки, затем перешёл в оркестр Томми Дорси (известно, что Дорси предложил гонорар 5000$ в год [по тем временам огромные деньги. — Ред.]). Я не слышал на пластинках Лансфорда и Дорси ни одного выдающегося соло Сая Оливера, и сам он признавался, что импровизировать не умел. Мне кажется, просто скромничал, понимая, что он не Рой Элдридж, не Луи Армстронг, не Чарли Шейверс, а на самом деле, конечно же, импровизировать мог. Его игру можно услышать на пластинках конца сороковых и пятидесятых (в СССР вышел альбом «Сай Оливер. Только для танцоров», 1989) Он владел стилем «граул» и, кроме того, любил петь незатейливые песенки. Но его главная историческая заслуга состояла в том, что при нём оркестр Лансфорда, а позже и бэнд Томми Дорси зазвучали увереннее и изысканнее. Благодаря плотным и изобретательным аранжировкам Оливера оркестры мощнее и убедительнее свинговали.
СЛУШАЕМ: оркестр Джимми Лансфорда, музыка Сая Оливера «For Dancers Only» (1937)
Его настоящее имя — Джеймс Мелвин Оливер. Он родился в 1910 году в маленьком городке Батл Крик (штат Мичиган), рос в другом небольшом местечке Зейнсвилл (штат Огайо). Родители — музыканты. Отец — оперный вокалист, мать — учительница музыки. Мальчик самостоятельно освоил трубу, играл в школьном бэнде и в местном клубе. В 17 начал гастролировать с танцевальным оркестром Зака Уайта, через некоторое время присоединился к бэнду Альфонса Трента. Пробовал писать аранжировки и сочинять песни, но по-настоящему его творческая фантазия развернулась только в оркестре Джимми Лансфорда. В то время аранжировки для оркестра писал пианист Эд Уилкокс, которому удавались мягкие сентиментальные баллады, а Оливер умел противопоставлять оркестровые группы не хуже Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона. Он сочинял пьесы и аранжировал стандарты в стиле «ту-бит» (двудольный ритм. — Ред.), который с энтузиазмом воспринимался молодыми афроамериканскими танцорами, он вносил в любую пьесу блюзовый дух и риффовый аккомпанемент. Оркестр Джимми Лансфорда был дружной и веселой командой, общительный и находчивый Оливер стал находкой для коллектива, который с его приходом зазвучал как настоящий «горячий» свинг-бэнд. Его композиции «For Dancers Only», «Stomp It Off», «Easy Does It» стали хитами оркестра. А а репертуаре Томми Дорси появились композиции Оливера «Opus One», «Well Git It», «The Minor is Muggin’», «Swing High», «Yes Indeed» и великолепная аранжировка популярного шлягера Джимми Макхью «On the Sunny Side of the Street».
ВИДЕО: Tommy Dorsey «Well Git It!», 1943 (соло на ударных: Бадди Рич, соло на трубе: Джимми Зито и Зигги Элман, соло на фортепиано: Джо Бушкин и Милт Раскин)
Сай Оливер по-своему совершенствовал переклички оркестровых групп, сочинял для саксофонной секции плотные и виртуозные пассажи, уговорил Дорси заменить бас-кларнет на баритон-саксофон (во имя более низкого, массивного звучания и в группе саксофонов, и в оркестровом tutti). Он сочинял неожиданные подголоски, остроумные риффы, умело комбинировал нюансы. Добавим, что Оливер работал не в одиночку. В оркестре Томми Дорси, например, кроме Оливера писали аранжировки Аксель Стродал (впоследствии один из аранжировщиков Фрэнка Синатры) и Пол Вестон. Но Оливер был, пожалуй, самым джазовым. Он создавал пьесы в том самом популярном «ту-бит-ритме», который был востребован в танцевальном зале больше всего. И подобно Дюку Эллингтону, Сай точно знал, какими тембровыми возможностями мог располагать. Напомню, что в то время в оркестре играли саксофонист Видо Муссо, кларнетист Бадди Де Франко, трубач Пит Кандоли, барабанщик Бадди Рич. Рассказывали, что Рич колебался, оставаться ли ему в бэнде Томми Дорси, но с приходом Оливера колебания закончились.
В 1943-46 гг. Оливер возглавлял военный джаз-оркестр. Позже он собрал коллектив для работы на радио и написал массу аранжировок, в том числе для Луи Армстронга (например, «C’est Ci Bon»), Фрэнка Синатры, Эллы Фицджералд, Сэмми Дэйвиса-мл. Он был успешным фрилансером, но его уговаривали выступать, собирать оркестры для поездок в Европу. Делал он это неохотно, но иногда бэнд звучал весьма убедительно. В 1970 году у него играли кларнетист Барни Бигард, пианист Клифф Смоллс, саксофонист Арнетт Кобб. Оркестру рукоплескали Париж, Амстердам, Копенгаген. Затем десять лет (1974-84) Оливер играл с группой из 9 музыкантов в фешенебельном нью-йоркском ресторане Rainbow Room. В 1984-м ушел на пенсию, сохранив за собой лишь пост музыкального директора Нью-Йоркского репертуарного джаз-оркестра. В 77 лет у него обнаружили рак лёгких.
Я убеждён, что Оливера знают и помнят те, кто проходил школу оркестрового свинга. Для меня Сай Оливер — прежде всего гениальный оркестратор, изобретательный аранжировщик и удачливый автор нескольких прекрасных тем. На фоне свингового бума, быстро оттеснённого виртуозным бибопом и ритм-энд-блюзом, имена аранжировщиков находятся не на первом плане, если сам аранжировщик не лидер собственного бэнда. Оливер в юные годы, работая во вполне успешном бэнде замечательного Джимми Лансфорда, сам не верил в устойчивость музыкальной профессии, учился в университете и намеревался стать либо психологом (отсюда имя Sy, как часть слова Psychology), либо экономистом в сфере музыкального бизнеса. Окончательно «совратил» его Томми Дорси со своими пятью тысячами долларов. Дорси убедил его, что можно прожить фрилансером. И Оливер был счастлив, что превратил хобби в профессию. И вполне мог бы даже не играть на трубе. Но в нём жил артист, человек сцены, запоминающийся, остроумный, ироничный и благожелательный.
СЛУШАЕМ: Sy Oliver «Yes Indeed» (1973)
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!