Современные общества в значительной степени согласны в этом отношении: иметь детей-это один из самых значимых и восхитительных шагов, которые может сделать любой человек. Супружеские пары, у которых нет – по какой-то причине-детей, как правило, почти повсеместно автоматически жалеют и предполагают, что биология лишила их возможности иметь потомство. Тот факт, что человек может свободно выбирать, не иметь детей, и все же быть разумно удовлетворенным своим выбором, остается одним из самых тревожных и непостижимых из всех современных положений.
Основная динамика того, иметь или не иметь детей, следует той же самой схеме, которую мы видим в ряде других так называемых великих выборов в эмоциональной жизни: жениться или не жениться, оставаться ли верным или нет, следовать ли пути разума или призывам сердца…
Мы наблюдаем очень сильное желание попытаться определить "правильный" выбор, сопровождаемое пугающе утопичной верой в то, что, как только этот выбор будет найден, мы сможем процветать и обрести мир.
Но реальность совершенно иная, гораздо более мрачная и интересная: большие дилеммы эмоциональной жизни обычно не имеют "ответа" в смысле ответа, который – где – то по ходу-не влечет за собой большой потери и элемента чрезвычайной жертвы. Что бы мы ни выбрали, в этом смысле это будет неправильно, и мы будем сожалеть о некоторых особенностях выбора, который мы не сделали. Нет такой вещи, как свободный от затрат выбор, линия аргументации, которая продолжает (как ни странно) создавать сюрприз в современной жизни.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно просто сосредоточиться на том разнообразии страданий, к которому мы лучше всего приспособлены, а не стремиться с утопическим рвением пытаться вообще избежать горя и сожаления. Рассмотрим, например, разновидности страданий, которые предлагаются с обеих сторон книги верных/неверных: оба варианта в определенные моменты будут очень несчастными, поэтому, взвешивая, как вести нашу жизнь, мы должны работать над тем, чтобы узнать как можно больше о нашем специфическом вкусе в страдании.
Моногамия: несчастье
- Чувство замкнутости
- Правильное впечатление, что " жизнь в другом месте’
- Раздражительность
- Узкий горизонт
- Отказ от секса
Множественные партнеры: несчастье
- Хаос-злые бывшие
- Одиночество на долгий срок
- Поврежденные дети
- Чувство вины
Те же самые компромиссы существуют и в вопросе о детях. Ни один честный опыт воспитания не бывает полным без прерывистого очень сильного впечатления, что в каком-то смысле дети являются и смыслом жизни человека, и причиной его гибели.
Дети: несчастье
- Разочарование в себе как родителе
- Разочарование от того, как они получаются
- Чувство вины, усталость, упущенная возможность
- Чувство увековечивания человеческих страданий
- Дом липкий везде
Нет детей: несчастье
- Постоянное сообщение общества о том, что кто-то "упустил"
- Одиночество / скука
- Отсутствие постоянного отвлечения / звонков на свое время…
- Сентиментальная тоска по комфорту детей в доме престарелых.
Понимание того, что все варианты выбора в некотором смысле адские, было лучше всего выражено датским экзистенциальным философом начала XIX века Сореном Кьеркегором, который суммировал наши варианты в игривой, но мрачно реалистичной и раздраженной вспышке в своем шедевре, либо / или:
- Выходите замуж, и вы об этом пожалеете; не выходите замуж, Вы тоже об этом пожалеете; выходите замуж или не выходите, вы все равно об этом пожалеете.Смейтесь над глупостью мира, вы об этом пожалеете; плачьте над ней, вы об этом тоже пожалеете; смейтесь над глупостью мира или плачьте над ней, вы будете сожалеть и о том, и о другом. Поверьте женщине, вы пожалеете об этом; не верьте ей, вы также пожалеете об этом... повесьтесь, вы пожалеете об этом; не вешайтесь, и Вы тоже пожалеете об этом; повесьтесь или не повесьтесь, вы пожалеете об этом в любом случае; повеситесь ли вы или не повеситесь, вы пожалеете и о том, и о другом.В этом, господа, суть всякой философии.”
Мы заслуживаем жалости – как и все остальные. Мы будем принимать катастрофические решения, мы будем формировать ошибочные отношения, мы начнем делать неверные карьеры, мы будем глупо вкладывать наши сбережения, мы будем тратить годы на дружбу с ненадежными мошенниками – и мы будем в основном ошибаться в отношении детей.
Но мы можем утешиться горькой истиной: безболезненных вариантов нет, ибо условия существования скорее внутренне, чем случайно разочаровывают. Мы не можем пройти через туннель жизни без мучений.
Для тех из нас, кто размышляет о том, завести ли детей, это послание мрачно, но утешительно в своей мрачности: вы будете очень несчастны, что бы вы ни выбрали. При любом варианте вы почувствуете, что разрушили свою жизнь – и будете правы. Нам не нужно усугублять наши страдания, настаивая на том, что был бы другой, лучший путь.
Любопытно, что в осознании неизбежности страданий можно найти облегчение. Это, в конце концов, никогда не темнота, которая обрекает нас, но неправильный вид Надежды в самой жестокой из фантазий: "правильный выбор".