В середине XIII века французский король решил отправить дипломатическую миссию в Монголию. Вместе они собирались идти войной на Египет.
Середина XIII века. Монгольский хан Гуюк задумался о походе на Багдад. Чтобы обеспечить себе беспроигрышную кампанию, он решил сподвигнуть французского короля на крестовый поход против Египта.
В декабре 1248 года к королю Людовику IX Французскому, находившемуся в Никосии на Кипре, прибыли Давид (Сейф ад-Дин Дауд) и Марк, послы монгольского наместника Эдьджигидея. Они передали королю письмо, в котором было сказано, что великий хан Гуюк и сам Эльджигидей перешли в христианскую веру. С помощью этой дезинформации Эльджигидей хотел уверить Людовика, что монголы не собираются вторгаться во французские владения.
В ответ король направил монаха Андре из Лонжюмо с посланием ко двору Гуюка. Пока они ехали до Каракорума, Гуюк умер, а всеми делами ведала его вдова Огуль-Гаймыш, не собиравшаяся сотрудничать с европейцами.
В 1252 году король поручил другому монаху Гильому де Рубруку отправиться в ставку хана Бату. Однако теперь посланник скрывал свою истинную миссию (дипломатическую) и утверждал, что путешествовал в качестве миссионера.
Весной 1252 года Рубрук и его спутники отправились из города Акка, порта в Северной Палестине. После двухмесячного путешествия они прибыли в лагерь хана Сартака, расположенный на берегу Волги. Сартак с любопытством рассматривал монахов, но в переговоры с ними не вступил, предложив им отправиться к его отцу, хану Батыю.
Однако и Батый не захотел вступить в переговоры с посланниками французского короля, оставил в ставке Сартака часть монахов, а самого Рубрука отослал к великому хану Мункэ в Каракорум.
Первая аудиенция у Мункэ закончилась довольно быстро. Хан охмелел, и встреча должна была прекратиться. Рубрук провёл несколько недель при дворе Мункэ-хана, где встретил много немецких и французских пленников, которых заставляли выделывать оружие, домашнюю утварь.
После нескольких аудиенций у великого хана Рубрук получил позволение вернуться в Каракорум и там переждать зиму. За это время монах собрал интересные сведения о местных жителях, их нравах, обычаях, письме.
Мункэ передал послу письмо французскому королю. Он называл себя в этом письме владыкой мира и требовал от французов присяги на верность, если они хотят жить с ним в мире. Таким образом, вторая попытка наладить дипломатические связи провалилась.
Рубрук в июне 1254 года покинул монгольскую столицу. Через год он прибыл на Кипр, а в августе вернулся в свой монастырь. По итогам путешествия он написал трактат, который расширил знания о Центральной Азии.