Протоиерея Иоанна Гончарова называют «самарским Златоустом» за его замечательный дар проповедника.
Обращаясь к прихожанам с пастырским словом, отец Иоанн предлагает задуматься над тем, что происходит с человеком в наши дни, какова сегодня церковная жизнь, как противостоять искушениям современного мира, как жить в простоте веры, чтобы заповеди Божии стали «хлебом жизни». Все, о чем говорит отец Иоанн, есть результат его собственного жизненного опыта. А за дар проповедничества его даже называют Самарским златоустом. Как сообщает самарская газета «Благовест» «судьба этого священника необычна. Много лет он был настоятелем Покровского кафедрального собора областного центра. Возглавлял отдел катехизации епархии. Стоял у основания Самарского Духовного училища (позднее - семинарии). Участвовал в выпуске первых номеров газеты "Благовест".
Сейчас отец Иоанн служит на "рядовом" сельском приходе и окормляет своих духовных чад. О себе батюшка говорит: «Несмотря на многие скорби, постигшие мое окаянство, считаю себя счастливейшим человеком, ибо полагаю, что нет другой такой радости, как посильно служить Богу, поскольку в этом служении, как в "белом свете", содержится вся радуга цветов служения людям». Кроме того, болит сердце батюшки за весь народ русский, а особенно за некрещеный люд. «Сегодняшнее время, - говорит он, - время нравственных тупиков, порождает много вопросов относительно дальнейшей нашей жизни, нашего спасения. Думается, что все эти трудности попущены Богом для нашего исправления, для уразумения о едином на потребу (Лк. 10, 42), чтобы в этом разрушающемся мире созидать свою душу».
Как говорит отец Иоанн, «если бы в сознании человека главенствовала духовная реальность, то он увидел бы, что все внешние события есть отображение его внутреннего состояния, то есть - что посеял, то и выросло. Господь как бы понуждает нас к уразумению этого жизненного принципа. С каждым человеком происходит нечто, чтобы сделать видимым то, что невидимо, что присутствует в глубине его души. Это для того, чтобы мы, видя — увидели. А мы не хотим воспринимать неизбежность такой связи, отвергаем ее и решительно ищем возможность все объяснить по-другому, по-своему. Неприкосновенная часть нашей личности - совесть - позволяет нам интуитивно улавливать эту непосредственную связь душевного состояния человека с его жизненной «шаткостью», но мы всерьез ее не воспринимаем, ибо мы связаны страстями. Мы только слышим ее голос, но он бессилен».
Процесс познания, - по словам отца Иоанна, - это сложный процесс, требующий подлинного свободного присутствия всего человеческого существа: души, совести, сердца, даже плоти. А разум является организующей силой этих способностей человека. Но там, где нет покаяния, там ничего быть не может, ибо покаяние — это признание связанности и слепоты своего ума. Ни в личной, ни в семейной жизни человек не состоятелен, пока не придет это осознание. Когда же оно приходит (если приходит), то человек прозревает гибельность положения своих дел. Понимая, что ничего не может изменить, начинает молиться. А это только и нужно. Согласно святоотеческим творениям, покаяние — это самый ценный дар Божий, самый, самый. Даруемый Богом только тем, кто его ищет, тем, кто его искренне желает. В этом даре заключена великая, несравнимая ни с чем радость встречи свободы и Благодати, Бога и человека.
Говоря о Православной вере, автор отмечает, что «Слово о Православии многими сегодня не воспринимается. Мнится оно в исполнении невозможным и потому считается нежизненным. Но необходимо иметь в виду, что Христос обращался к уверовавшим. А поверивший Богу предполагает в сердце своем нечто иное, чем все то, что он видит в своей жизни. Уверовавшее сердце всегда расположено к поиску разумного устроения жизни. Православие предпочитает духовные радости, ради которых необходимо как-то развернуть свою личность, чтобы ощутить веяние вечности, пренебрегая ради этого некоторыми условностями, связанными с привычным образом жизни. Зарождение новых веяний в сердце человека располагает его к внимательному слушанию Слова Божия, ибо оно есть семя вечных мыслей».
«Чаще всего, - говорит отец Иоанн, - человек слышит то, что ему хочется слышать. И если у него ум и сердце заняты совсем другим, то он Бога никогда не услышит, он занят собой и своим, и сердце его ищет себя в том, что оно уже очень хорошо освоило, - свои вожделения, свои страсти. Оно перестает желать чего-либо иного. О таких людях в Евангелии сказано: «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13, 13), «и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (ст. 15). И это касается не только неверующих, но и церковных людей, которые коснеют в своем неведении, не думают, не рассуждают, не работают над собой, не углубляют себя в познании своей веры, не исследуют ее неисповедимого богатства. Они отдаются модному веянию, которое утверждает, что Православие отжило свой век, что оно «поизносилось», что его нужно реформировать».
«И это, - по словам отца Иоанна, - великая ложь сегодняшнего времени. Православие вечно в своей все побеждающей сути и спасительно для всех его познающих. Нельзя жить без воздуха и воды, нельзя жить без Неба над головой, нельзя жить без вечных законов Православия, ибо Православие есть хлеб жизни. Православие сегодня - это последний оплот добра в мире, это великая организующая сила в его глубинной вечной правде. И все это очень хорошо понимают разрушители христианской цивилизации, они ведут прицельный огонь по главным ее святыням сверхточным оружием. Нам же внушают, что Православие устарело, и мы этому верим, потому что в каждом из нас страсти и грехи заглушили голос совести, а разум испуганно спрятался за «общественное мнение».
Но то, что нам подается под видом «нового веяния», по сути — старое язычество, погубившее древний мир. И оно внедряется сегодня при повсеместном противоестественном развращении. Уже одно это, по мнению отца Иоанна, - должно заставить нас насторожиться... И прислушаться к Евангельскому зову. Чтобы слушая услышать, видя увидеть, и уразуметь, что нет у людей другого будущего, кроме признания сего учения о Любви Бога к человеку и о любви людей друг ко другу.
*** Как отмечает отец Иоанн, «в жизни человека много таких понятий, которые словом выразить крайне затруднительно. И еще больше таких ощущений, которые передать словом просто невозможно (одно дело - говорить о любви и совсем другое - любить). Между тем эти состояния души очень и очень важны, можно сказать, что ими мы прикасаемся к сути самой жизни. Православие – это духовно-нравственная ветвь христианства. Именно оно открывает возможность ощутить ту самую духовную жизнь, о которой проповедует. Потому-то о самом Православии говорить тоже трудно, но говорить все же надо.