Последнее десятилетие ознаменовалось появлением множества новых моделей автомобилей, и в частности кроссоверов. Грядущие же годы также обещают немало интересных новинок. Однако все это разнообразие можно смело назвать последним издыханием автопрома в том виде, в котором мы его знаем, и это не заявление из разряда пустых предположений. Но обо всем по порядку.
Многие изобретенные человеком технологии имеют свой предел развития. Ярким примером данного феномена является винтовая авиация. Самолет с винтом может достигать только определенных скоростей, после коих сам винт имеет столь высокое сопротивление воздуху, что увеличение мощности – оборотов ведет лишь к мизерной прибавке скорости. Решением данной проблемы стало использование самолетов на реактивной тяге.
Точно к такому технологическому пределу в наши дни подошли автомобильные двигатели внутреннего сгорания. Тут читатель вправе воскликнуть, что современные двигатели обеспечивают хорошую скорость, мощность и экономичность, однако дело не в этом. Параметр, по которому нынешние двигателя проиграли, – экологичность. Нет, речь не о пресловутом глобальном потеплении, страх перед которым, по мнению автора, является глупостью. Кроме того, большая части электроэнергии также получают путем сжигания углеводородов. Речь о том, что главные потребители автомобилей – мегаполисы, в которых машины вызывают такое явление, как смог.
С каждым годом все новые и новые экологические стандарты (Евро) заставляют производителей изготавливать более экологически чистые, экономичные двигатели. Впрочем, физические законы обмануть сложно, есть определенные минимальные объемы топлива для передвижения массы авто, которые нужно сжечь, и, судя по всему, автопроизводители уже подбираются к этому минимуму. В то же время экономичность и малый выброс достигаются установкой турбины, уменьшением объема, большим давлением топлива. Все это в конечном итоге приводит к уменьшению ресурса двигателя.
Помните атмосферные двигатели «миллионники»? Сейчас же негласным стандартом является срок жизни двигателя в 150 тысяч км пробега. Но проблема не в том, что у двигателей внутреннего сгорания все плохо, проблема в том, что у конкурентов – электродвигателей все хорошо.
Электродвигатель не имеет выхлопа. Кроме того, любой электрик знает, что срок службы электродвигателей может достигать 20 лет. В данном двигателе нет столь агрессивной среды, как в двигателе внутреннего сгорания, а сам он конструктивно проще и дешевле в производстве. Заявленный же ресурс, к примеру, электромотора Tesla составляет 1.6 миллиона километров пробега.
Однако, если электромобили так круты, почему их активно не использовали ранее? Главной проблемой являлись не двигатели, а батареи. Еще в 2009 году каждый киловатт батареи обходился производителю 1300 долларов, сегодня стоимость приближается к 100 долларам. Да и заряжаться новые батареи стали в разы быстрее.
Новое поколение кроссоверов, как, например, Kia Seltos, Skoda Karoq, обновленный Duster 2, вполне могут стать представителями последнего или предпоследнего поколения кроссоверов с бензиновыми двигателями.
Сомневаетесь? Ряд европейских стран планирует полностью перейти на элетромобили уже в период с 2025 по 2030 год. При этом в планах Китая – самого крупного автомобильного рынка и производителя машин в мире – полностью прекратить производство машин с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году. Такой же переход, но до 2032 года планирует провести и Индия. В ряде стран ЕС предлагают к 2040 году объявить все бензиновые и дизельные машины вне закона, полностью запретить их эксплуатацию.
Уже с этого 2019 года все мировые автопроизводители, работающие в Китае, обязаны выпускать определенный процент электромобилей, который будет повышаться год от года. При этом граждане получают льготы на приобретение таких машин.
К 2020 году автопарк электромобилей Китая перевалит за первый миллион.
Однако, если тот же свежий Kia Seltos или Skoda Karoq, вероятно, являются представителями одного из последних поколений бензиновых, бюджетных кроссоверов, то очень компактный Renault K-ZE – одним из первых представителей электрических паркетников.
Есть, конечно, и полноценные SUV – электромобили, но, как правило, за очень хорошие деньги. Renault K-ZE, который ориентирован главным образом на Китай, стоит от 61 800 юаней – 556 тысяч рублей. Это компактная машина длинной чуть более 3.7 метра с небольшим багажником на 300 литров.
Запас хода – 270 км на одном заряде, заряжается же машина при помощи специальной быстрой зарядки, установленной на станции или дома, на 80% менее чем за час. От обычной сети – за 4 часа.
Говорить о полном приводе, динамических характеристиках или геометрической проходимости не приходится, однако по сути Renault K-ZE можно назвать одним из первых бюджетных электрических кроссоверов, пусть с последними он более связан стилистически, что, впрочем, не такая редкость и в бензиновом сегменте SUV.