Найти тему
Берега моего детства

И по одёжке встречали...

Семья все эти годы жила в крайней нужде, по определению Людмилы, «в режиме жёсткого вегетарианства». В быту довольствовались малым. Пусть у каждой девочки только одно платье, но оно всегда чистое, отутюженное, опрятное. По-прежнему, как при папе, соблюдалась гигиена во всём и культура отношений. Слово мамы – закон. Жили честно. Имели хорошие и отличные способности. Учились хорошо, старались, стремились к знаниям. Много читали. Умели вести хороший, интересный разговор, имея знания и грамотную речь.

Если оценивать семью по уровню достатка, то это была одна из самых бедных семей в любом из классов, где учились девочки. А если оценивать по уровню способностей, интеллекту, стремлению к знаниям, внутренней культуре, то они были среди лучших. Одноклассники уважали и ценили девочек именно за эти качества. В их доме всегда было много друзей. Что-то придумывали вместе, готовились к каким-то событиям, датам или праздникам. Несмотря на трудности, пребывали в радости и оптимизме. К ним тянулись, с ними хотели быть вместе и рядом. Спустя годы, они слышали от своих ровесников:

- Если бы вы знали, как тогда нам хотелось быть с вами!

Однако, были моменты, когда девочек оценивали только по степени достатка, точнее, по уровню бедности. Случалось такое и среди учителей.

Аля очень хорошо рисовала, как и многие девочки в семье. Это признавали все одноклассники. Однажды учительница начальных классов на уроке дала детям задание нарисовать сюжет басни И.А.Крылова «Лисица и виноград». Аля очень быстро справилась с заданием. Деревце и лисичка получились очень хорошо, натурально. Соседке по парте рисунок очень понравился. Она попросила:

- Аля, нарисуй и мне, у меня так хорошо не получится. Аля нарисовала и себе, и подружке, получилось два почти одинаковых рисунка. Потом ещё две девочки попросили Алю нарисовать для них такие же рисунки. Когда ученики получили проверенные тетради, у всех, кому нарисовала Аля, стояли пятёрки, а у Али тройка. Характер у Али был непокорный, она не могла терпеть несправедливости ни по отношению к другим (всегда защищала), ни по отношению к себе. От обиды и возмущения она разорвала тетрадку и бросила учительнице в лицо. Конечно, случай из ряда вон, об этом сразу стало известно Екатерине Афанасьевне. Мама собрала всех дочек вместе, и публично наказала Алю: отшлёпала по мягкому месту берёзовыми прутьями. А потом, сквозь слёзы, тихо сказала:

- Девочки, терпите, вам учиться надо.

Алю за этот дерзкий поступок исключили из школы. Её этот факт не особенно огорчал. Некоторое время она ходила в люди на разные работы и радовалась, что помогает маме заработать копейку. Потом, конечно, восстановили в классе.

Младшая из дочерей, Люда, имела отменную память и прекрасные способности к учёбе. Однако и её некоторые учителя испытывали на прочность. Учительница истории (назовём её Клара Михайловна) очень часто вызывала Люду к доске. После ответа, даже исчерпывающе полного, она задавала Люде один и тот же вопрос:

- Есчё что? – демонстрируя всему классу, что ученица Пешкова якобы даёт недостаточно полный ответ. Однажды Люда выучила весь параграф наизусть, что было несложно при её отличной памяти. Оттарабанив весь параграф у доски слово в слово, она, как всегда, услышала неизменное «есчё что?». Тогда Люда сказала:

- Хватит, Клара Михайловна, я выучила весь параграф наизусть, больше там ничего нет, а дополнительного материала Вы не давали.

В те времена было не принято возражать учителю. Люда думала, что за эту дерзость её накажут или исключат из школы, однако, наказания не последовало. С тех пор учительница стала редко вызывать Люду к доске и перестала задавать свой неизменный вопрос.

Люда с младших классов ходила на работу «в люди», когда не болела. В одном из домов она часто выполняла хозяйственные работы. Однажды хозяйка поручила ей мыть посуду, а сама ушла по делам. Дочь хозяйки, девочка-подросток, вместо тёплой воды для мытья налила ей в тазик ледяную воду. А мыть надо было не только чашки и стаканы, но и жирные тарелки и ложки. Моющих средств для посуды не было, а в холодной воде жир застывал и не отмывался, как Люда ни старалась. А хозяйская дочь молча наблюдала, как мучается маленькая работница. Следуя наказу мамы «девочки, терпите», Люда молчала, хотя руки стыли от холодной воды, а внутри кипела обида: «она ведь издевается надо мной!».

Прошли годы, Люда стала старшеклассницей. Однажды в класс пришла практикантка, которая должна была временно вести уроки химии. Люда узнала в ней ту самую девочку-подростка, которая когда-то унижала её в чужом, неприветливом доме. Люда знала химию на отлично, благодаря сильному педагогу Елизавете Георгиевне Холод .

Когда молодая практикантка вызывала Люду отвечать урок, она, стиснув зубы, молчала. В журнале напротив фамилии Пешкова вслед за дружным рядом пятёрок выстроились двойки. Елизавета Георгиевна, курирующая практикантку, недоумевала:

- Пешкова знает химию, почему стоят двойки?

Она решила провести урок сама и вызвала Люду к доске. Тема была «Каучуки». Люда уверенно начала расписывать на доске формулы. Елизавете Георгиевне было ясно, что Люда, как всегда, знает урок, но оставался вопрос: почему у неё стоят двойки? В этот момент в класс вошла практикантка. Люда, увидев её, в тот же миг перестала писать формулы, положила мел и застыла в напряжении. Елизавета Георгиевна всё поняла. Она сказала:

- Молодец, Люда, достаточно, я вижу, что ты отлично знаешь урок. Садись на место.

После этого случая практикантка, встретив Люду в коридоре, сказала:

- Люда, я ведь была тогда подростком.

Так она попросила прощения за своё прошлое высокомерие и жестокость.