Несмотря на то, что сезон в Абхазии подходит к концу, я все же решила написать статью о движении общественного транспорта в Абхазии. Возможно, это еще будет кому-то полезно, ну и конечно, для себя, на будущее, чтобы не забыть отдельные моменты, потому что в начале нашего приезда у нас были сложности с пониманием этой системы.
Все дело в том, что государственный городской транспорт ходит очень редко, например, в поселке городского типа Цандрипш было такое расписание, актуальное до 30 сентября этого года. Надо отметить, что расписание висит не везде. Когда мы спрашивали у местных, почему так? Нам ответили, что это русские все сдирают. )
Можно увидеть, что автобус ходит примерно один раз в час. Видимо, в дальнейшем он будет ходить еще реже. Однако, расписание не соблюдается водителями и разница в движении может составлять от пяти минут до получаса, это совсем неудобно, когда ты наметил какую-либо поездку к определенному времени, например, самостоятельно съездить в Пицунду на концерт органной музыки.
К тому же, последний рейс официального автобуса идет не позднее семи часов вечера, то есть если ты задержался на вечерней прогулке, то придется воспользоваться маршруткой или такси.
Поэтому, все в основном пользуются маршрутками, которые курсируют намного чаще. Но тут тоже есть подвох, несмотря на то, что в городах везде есть остановки общественного транспорта, но маршрутки никогда на них не останавливаются, даже если видят тебя. Для того, чтобы остановить маршрутку нужно обязательно проголосовать ей, то есть помахать рукой, иначе можно стоять на остановке до второго пришествия и никуда вообще не уехать.
Поначалу мы этого не знали и добросовестно стояли на остановке и ждали, когда какая-нибудь маршрутка остановится, но все они благополучно проезжали мимо нас. Потом лишь догадались, что надо подавать знаки. Кстати, автобус тоже спокойно проедет мимо вас, если вы не подадите знака. Но в этом есть и определенные плюсы, так как вы можете попросить водителя остановится именно в том месте, где нужно вам, а не на остановке.
Далее, движение в Абхазии какое-то бешеное, все ездят с большой скоростью, особенно по Сухумскому шоссе. Из-за этого прочитать надпись о том, куда направляется данная маршрутка весьма проблематично. Например, для поездки в Пицунду машине нужно будет съезжать с основной трассы в сторону моря, а это делают далеко не все маршрутки.
Выхода из этой ситуации два, либо ловить все подряд маршрутки, которых довольно-таки много и видя, что они не в твоем направлении, прикидываться тупым туристом и извиняясь отпускать их, либо поехать в обратном направлении до конечной остановки и уже там пересесть на нужную тебе маршрутку. Этот вариант нам подсказал местный житель. Естественно, в этом варианте ты заплатишь и за маршрутку в обратном направлении и за маршрутку до нужного места. Еще один момент, на конечной остановке маршрутки забиваются полностью, водитель никуда не поедет, пока все места не будут заняты, поэтому если вы будет ловить маршрутку на следующих остановках, то вам придется ехать стоя.
Хочется отметить, что общественный транспорт в Абхазии совсем не дешевый. Например, по поселку Цандрипш, который длиной примерно 10 км, цена проезда на официальном автобусе составляет 50 рублей, а на маршрутке уже 100 рублей. Даже в Москве таких цен пока нет. Такси же вообще стоит каких-то заоблачных денег, и если вы припозднились и маршрутки уже не ходят, то частник вправе содрать с вас столько денег, сколько пожелает. Правда, как нам сказали, со всеми можно торговаться, даже с водителем автобуса, если считаешь, что проехал не на 50 рублей, можно дать 25, но мы так не делали, мало ли как водитель среагирует. У многих в Абхазии сохранилось оружие со времен грузино-абхазского конфликта, поэтому нам показалось, что лучше не конфликтовать, а заплатить, что требуется.
Вот такие основные аспекты по движению общественного транспорта Абхазии мне запомнились.
Спасибо за прочтение!