Профессор Роланд Топчишвили про ингушский Владикавказ.
Об осетинской мифологеме истории», Топчишвили Р. А., 1995 год, отзыв на книгу «Осетия и осетины»(1994 год), Институт истории и этнологии им. Ив. Джавахишвили.
Объектом нападок в книге является и соседний с осетинами ингушский народ, чьи земли осетины с помощью русских захватили во время второй мировой войны. Для осетин грузины, не уступающие осетинским экстремистам землю предков, являются нео-фашистами, а ингуши – националистами. По отношению к ингушам они тоже создают лжеисторию. Только как сказку можно читать «утверждения» осетинских авторов, что ингуши пришли на эти земли позже осетин, которые время своего пришествия в Кавказские горы и предгорья приписывают местному населению. «Монгольский погром окончательно подорвал алан на Северном Кавказе. Опустевшие земли на западе, на равнине, были заняты кабардинцами, а на востоке – вайнахами, которые освоили нижние предгорья, притеречную равнину и долину р. Армхи». Здесь отметим лишь, что правый берег р.Терека был полностью населен ингушами и в начале XX в. и в глубине веков. Грузинские исторические источники их зовут «галгайцами». Известно, что жившие по левому побережью Терека осетины платили земельный налог ингушам даже к 20-м годам XX в. Отдельная глава посвящается в книге Владикавказу. Это понятно, что Владикавказ – больное место осетин, ибо построен на чужой, ингушской, исторической земле. Авторы дурачат читателя и пишут, что Владикавказ был построен в 1784 году на месте осетинского аула Кафкай, потому осетины называют этот город "Владикавказ". На самом же деле Владикавказ построен на месте ингушского села Заурег (Заурово, Заурюрт). В этом ингушском ауле жили и осетины, беженцы из осетинских ущелий. Выдумка, будто раньше Владикавказ назывался «Кафкай». Правда в том, что русские назвали Заурег Владикавказом, а осетины сокращали это слово и называли город «Кафкай». Грузины – горцы так же сокращали это слово и называли город Кавкави.»