Найти тему
Хутор Щепетнёвка

Кощеев Курган

Собственная фотография
Собственная фотография

Неподалеку от одного сельца, подобных которому в России тысячи, стоит курган, который местные называют кощеевым. И сами к нему не подходят, и другим не советуют.

По слухам, дерзкие селяне не раз и не два шли на приступ с лопатами, надеясь найти скифское золото, но всё кончалось плохо. Очень плохо.

Да и какие скифы? На дореволюционных картах кургана нет, возник он то ли перед войной, то ли после – по советским картам не проследишь, местная пресса молчит.

Учитель-пенсионер, пожелавший остаться неизвестным (я ведь и названия села не упоминаю, и даже область – из соображений безопасности), считает, что курган – это заваленный землей старый склад химического оружия.

В двадцатые и тридцатые годы считалось, что отравляющие вещества будут главными в следующей войне. Оружие массового поражения, не шутка. Во время боёв Первой Мировой Войны газовые атаки уносили тысячи сражающихся. А что будет во второй?

Сколько было выпущено химического оружия в СССР – военная тайна до сих пор. Оценочное значение – много. Очень много.

Население готовилось к химической войне. Даже мы, уже в начале семидесятых, учили, что иприт пахнет горчицей, а люизит чесноком, бегали кроссы в противогазах и я до сих пор могу работать с прибором ПХР-МВ, определяющим наличие того или иного ОВ. Что уж говорить о тридцатые годы?

Фотография из общедоступных источников
Фотография из общедоступных источников

Но – обошлось. И без химического оружия военные потери были огромны.

Встал вопрос – а что с химическим оружием, собственно, делать? Это не танки, которые можно пустить в переплавку, а лучше бы продать в третьи страны.

Под Чапаевском был построен завод по утилизации химического оружия, еще четыре были запланированы – но по ряду причин не построены. Да и Чапаевск-11 законсервирован.

Теория теорией, проблемой же было довести до завода емкости с ОВ. Многим из них по пятьдесят лет и больше, герметичность бочек и снарядов под большим вопросом, а любая утечка во время транспортировки грозит химической катастрофой с сотнями и тысячами жертв (вспомним индийскую трагедию). Кроме того, часть складов просто утеряна: во время армейских чисток предвоенных годов многие командиры, ответственные за хранение, были казнены. Во время стремительных наступлений гитлеровцев секретные документы просто уничтожались, чтобы не достаться врагу, и сколько бесхозных складов таится в нашей земле, опять скажу оценочно: не знаю. Должно быть, есть.

Так что…

Впрочем, иногда курган – это просто курган