ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ - ПОЧЕМУ ОНО СРАБАТЫВАЕТ?
Психологи, изучающие животных, сделали вывод, что, как и люди, они уподобляются азартным игрокам: чем труднее добиться желаемого вознаграждения, тем усерднее они стремятся его получить. Именно поэтому разнообразные мотивировки срабатывают успешнее однообразных, а мы имеем возможность поощрять только самые удачные действия. (Дрессировка через вознаграждение совершенно не означает, что мы обязаны поощрять собаку за каждый ее поступок). По моим наблюдениям, именно тупик, в котором иногда оказывается собака, становится толчком к выбору правильного решения.
Стремитесь к точно определённым целям
Проблемой традиционной дрессировки по схеме: "Дай команду - покажи - поощри", является то обстоятельство, что с самого начала собака не имеет понятия, чего же от нее хотят. При мотивированной дрессировке мы ждем, когда собака сама изберет путь получения вознаграждения, не упуская из поля своего зрения самого этого вознаграждения. В каждом последующем случае, повышая степень своих требований, мы делаем небольшой шаг вперед от уже достигнутого результата. Рассмотрим дрессировку исполнения команды "Аппорт".
Вначале мы должны дождаться момента, когда собака поймет, что получит вознаграждение только, если дотронется до аппортируемого предмета зубами. Правильное действие должно
быть постепенно отточено до умения удерживать предмет в зубах в течение продолжительного времени. Затем собака должна научиться поднимать и удерживать предмет в зубах. И, наконец, по команде "Аппорт" собака должна: найти, поднять предмет, вернуться к хозяину и сесть перед ним, продолжая удерживать предмет в зубах.
НА ЗАМЕТКУ:
перед очередным повышением уровня сложности ваших требований убедитесь в том, что собака хорошо усвоила каждый из промежуточных этапов дрессировки и хорошо представляет себе конечную цель.
Отложите на время свои намерения, если собака поставлена в тупик
Как это было продемонстрировано ранее, если собака, приученная получать вознаграждение за определенное действие, неожиданно перестает его получать, то потребуется совсем немного времени для того, чтобы она вовсе прекратила свои попытки выпрашивать награду. Интересно отметить, что нерегулярные и неожиданные вознаграждения сбивают с толку и как бы подталкивают собаку продолжить свои попытки выпрашивать лакомый кусочек, даже если он, в конце концов, будет меньшим, чем ожидалось.
В любом процессе обучения не обойтись без стресса, который как ни странно, усиливает познавательный процесс.
Однако только специалист-дрессировщик знает, когда стресс помогает процессу познания, а когда наоборот - мешает ему. Любая собака способна справиться со стрессом, да вот только мы не всегда являемся экспертами в этом вопросе. Именно потому не следует ставить перед собой невыполнимые задачи и, что очень важно, - уроки дрессировки не должны быть слишком продолжительными, точно так же, как и паузы между ними.
Если ваша собака находится в состоянии стресса, прекратите дрессировку, попытайтесь выяснить, где ваш промах. Через час или через день стресс пройдет и собака покажет значительно лучшие результаты. При этом вы сможете поощрить ее и досконально отработать, отшлифовать приобретенные навыки. Никогда не поощряйте собаку, находящуюся в состоянии стресса, - этим вы только сведете на нет результаты своего труда.
НА ЗАМЕТКУ:
• дрессировка не должна быть слишком продолжительной.
• никогда не пытайтесь отработать еще один прием, когда внутренний голос подсказывает вам, что нужно прекратить дрессировку.