"Дура моя — Ягодка!
ты тоже сволочь из сволочей. Как тебе не стыдно, собаке, - залезть под юбку и забыть лучшего твоего друга. Мартын - одно, а я другое. Дюжину писем я изволил отправить Вашей сволочности, и Ваша сволочность ни гу-гу"
(Мартын - домашнее прозвище жены Мариенгофа - А.Никритской).
Вот такие письма, полные нежности, стайкой летели из заграничного далека Есенина в Россию, к Анатолию Мариенгофу, к другу.
У них была одна на двоих квартира, общие деньги, молодость, амбиции, эпоха ... Одна поэтесса согревала по договоренности их постель посреди ледяного морока 1919-го.
Они посвящали друг другу стихи , и продавали их в общей книжной лавке. И только талант был у каждого свой.
Нежно обняв за плечи и купая свой голубой глаз в моих зрачках, Есенин спросил: — Любишь ли ты меня, Анатолий? Друг ты мне взаправдашний или не друг?
"Роман без вранья" Анатолий Мариенгоф
Дружба двух мужчин , двух поэтов угасла так же необъяснимо и внезапно, как и родилась. В 1923-м, за два года до гибели Есенина.
Причину размолвки не удалось раскопать до сей поры самым дотошным есениноведам.
.....
Еще не пришла годовщина смерти, еще не высохли слезы родных, еще витало последнее есенинское дыхание в пятом номере Англетера, ... а безутешный друг уже спешил публиковать воспоминания... "Роман без вранья" (1926 г.)
"Пробежал холодок" - так объясняет разлад Мариенгоф в этом романе - разошлись, мол, и все.
Лаконичность именно в этом вопросе, как солью, режет глаз. Вокруг ссоры с Есениным - Анатолий Борисович как раз весьма многословен , подробен и внимателен к деталям.
Читатель узнАет из уст лучшего друга каким лицемером, психопатом, тщеславным циником, безобразным мужем и никакущим отцом был "Сергун". . . Все это подается, конечно, в ареале вселенской дружеской любви и стремлению к исторической правде .
Отрывки из романа:
Есенин — искуснейший виртуоз по игре на слабых человеческих струнках
К отцу, к матери, к сестрам (обретавшимся тогда в селе Константинове Рязанской губернии) относился Есенин с отдышкой от самого живота, как от тяжелой клади. Денег в деревню посылал мало, скупо и всегда при этом злясь и ворча.
Зинаида Николаевна попросила: - Скажите Сереже, что я еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет, взглянет. Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе. Я направился к Есенину. Передал просьбу. - Не пойду. Не желаю. Нечего и незачем мне смотреть. - Пойди. Сын же ведь. Вошел в купе, сдвинул брови. Зинаида Николаевна развязала ленточки кружевного конвертика. Маленькое розовое существо барахтало ножками... - Фу! Черный! ...Есенины черные не бывают...
и т.д., и т.п.
Вроде бы ничего особенного, не такое ли еще писали о Есенине. Писали, да. Но не человек, с которым Есенин делил кров, хлеб, сердце, к которому без опаски поворачивался спиной.
60 лет - особый для писателей возраст. В 60 - Салтыков-Щедрин создает автобиографическую, изумительную "Пошехонскую старину", Моэм - мудрые и прекрасные - "Подводя итоги", Толстой - "Крейцерову сонату" ( тут No comment). Мариенгоф тоже пишет финальную книгу жизни в 60 - сборник воспоминаний - "Это вам, потомки"
И, конечно, потомкам будет подробно рассказано о пятилетней дружбе, с высоты пройденных без Есенина лет, а вот об их ссоре опять, как тогда в 1926-м, скупо и невнятно - причина размолвки, мол, указана в "Романе без вранья" - а вот это уже форменное вранье, документально зафиксированное в главной книге жизни Мариенгофа.
"Пробежал холодок" - это не мужская причина , не объяснение, это вообще не может быть причиной ни для чего...
Кое-какие версии их ссоры все же имеются. Основная, банально-очевидная - денежный вопрос. Пока Есенин находился за границей со своей бедовой Айседорой , всеми делами их совместной книжной лавки заправлял Мариенгоф, именно ему ( а кому же еще) друг поручил заботиться о своей сестре Кате и передавать ей часть выручки.
"Милый Рыжий! В июне буду в Москве и прошу тебя пожаться еще на «счет» сестры. После сочтемся." Есенин Мариенгофу из за границы.
Но то ли "милый рыжий" не выполнил свою часть сделки, то ли сестра что то не так поняла, или Есенину преподнесли не так - но факт есть факт - после приезда поэта из Америки пути закадычных друзей разошлись.
Есенин никого не любил, и все любили Есенина
"Это вам, потомки" Мариенгоф
Зависть - самый гадкий и стыдный из человеческих грехов. Зависть скрывают от чужих глаз, как уродливое пятно ... а эта фраза , выскочила как то самое грязное пятно из под распахнувшегося белого пальто - "...никого не любил, и все любили..." , и она характеризует отнюдь не Есенина.
Необычные памятники Новодевичьего