В Древней Руси была клятва для ответчиков (так называемых видаков и послухов) в суде: «Не зван, не ждан, а своими глазами видал, своими ушами слышал».
Если вдуматься, то в реальной жизни часто так и бывает: нежданно-(незванно)негаданно чего-то видел, чего-то слышал, еще больше от себя добавил – и пошла гулять «история».
Тот, кто слышал ее от 1-го «видака», передавая в свою очередь «по секрету всему свету», по буйности фантазии пересказывает ее на свой лад.
3-ий добавляет собственной интерпретации, видя в событиях новую логику.
4-ый использует при пересказе личный лексикон, тем самым меняя смысл.
5-ый случайно забывает часть информации.
6-му больно хочется добавить в рассказ «клубничку», 7-му – «клюквинку», 8-му – «перчинку», 9-му – еще какую отсебятинку, и так – далее, далее.
В итоге может получиться нечто невообразимое.
И вроде плохого-то люди ничего в уме не держат. И зла не хотят. А вот оно как получается.
Многие помнят эпизод из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя (прекрасно обыгранный Роу), когда бабульки услышали краем уха, что Вакула пропал, и одна из них говорит: «Пойти сказать, что кузнец повесился!», а другая: «…что утопился!» И вот уже ходит по селу байка о бедном Вакуле, обрастая все новыми подробностями. При этом те же бабульки еще и спорят между собой:
«– Утонул! Ей-богу, утонул! Вот чтобы я не сошла с этого места, если не утонул! – лепетала толстая ткачиха, стоя в куче диканьских баб посереди улицы.
– Что ж, разве я лгунья какая? Разве я у кого-нибудь корову украла? Разве я сглазила кого, что ко мне не имеют веры? – кричала баба в козацкой свитке, с фиолетовым носом, размахивая руками. – Вот чтобы мне воды не захотелось пить, если старая Переперчиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!»
Эх, прав был другой вечный наш универсальный классик Грибоедов: «Злые языки страшнее пистолета».
С другой стороны, психологи и социологи среди функций сплетни выделяют и те, которые в принципе можно назвать позитивными:
· информационную (происходит передача информации);
· интегративно-сплачивающую (люди объединяются на основе какой-то идеи);
· развлекательно-игровую: сплетня – это своеобразная игра, шутка, ирония, что подкрепляется легкомысленностью содержания передаваемой информации и выражается в цели рассмешить, развлечь собеседника;
Так, С. Jendrzejewski пишет: «В сплетне можно найти различные формы комизма – прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.».
· деятельную: с помощью сплетней можно укреплять авторитет, зарабатывать деньги и побеждать противников.
При этом, как показывают исследования ученых, играют в эти сплетенные игры представители обоих полов, всех возрастов, социальных слоев, культур и наций.
Кроме того, сплетни в целом можно назвать креативом. Не удивляйтесь. Ведь мы тут не оцениваем качество «творения» и цели «творца». Но определенная доза творчества налицо однозначно.
Плюс, как считают американские психологи, сплетня помогает человеку сравнивать себя с неким идеалом и постоянно держать себя в тонусе (ну как тут не вспомнить Эллочку Людоедку, соревнующуюся с дочкой американского миллионера).
Так что же получается: сплетни… полезны? Видимо, да. Но… только для искусных манипуляторов. Причем как на микроуровне (в тусовке, рабочем коллективе, деревне), так и на макроуровне (в политике, военном деле, на бирже). Попросту говоря: сплетня помогает «разделять и властвовать». Вот такие вот сплетЁнные сплЕтенные игры...