Найти тему
Социальный гуманитарий

Психологи рассказали, как сплетни пользу приносят

В Древней Руси была клятва для ответчиков (так называемых видаков и послухов) в суде: «Не зван, не ждан, а своими глазами видал, своими ушами слышал».

Если вдуматься, то в реальной жизни часто так и бывает: нежданно-(незванно)негаданно чего-то видел, чего-то слышал, еще больше от себя добавил – и пошла гулять «история».

Тот, кто слышал ее от 1-го «видака», передавая в свою очередь «по секрету всему свету», по буйности фантазии пересказывает ее на свой лад.

3-ий добавляет собственной интерпретации, видя в событиях новую логику.

4-ый использует при пересказе личный лексикон, тем самым меняя смысл.

5-ый случайно забывает часть информации.

6-му больно хочется добавить в рассказ «клубничку», 7-му – «клюквинку», 8-му – «перчинку», 9-му – еще какую отсебятинку, и так – далее, далее.

В итоге может получиться нечто невообразимое.

Московский памятник людским порокам.
Московский памятник людским порокам.

И вроде плохого-то люди ничего в уме не держат. И зла не хотят. А вот оно как получается.

Многие помнят эпизод из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя (прекрасно обыгранный Роу), когда бабульки услышали краем уха, что Вакула пропал, и одна из них говорит: «Пойти сказать, что кузнец повесился!», а другая: «…что утопился!» И вот уже ходит по селу байка о бедном Вакуле, обрастая все новыми подробностями. При этом те же бабульки еще и спорят между собой:

«– Утонул! Ей-богу, утонул! Вот чтобы я не сошла с этого места, если не утонул! – лепетала толстая ткачиха, стоя в куче диканьских баб посереди улицы.
– Что ж, разве я лгунья какая? Разве я у кого-нибудь корову украла? Разве я сглазила кого, что ко мне не имеют веры? – кричала баба в козацкой свитке, с фиолетовым носом, размахивая руками. – Вот чтобы мне воды не захотелось пить, если старая Переперчиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!»
Кадр из фильма Роу по Гоголю.
Кадр из фильма Роу по Гоголю.

Эх, прав был другой вечный наш универсальный классик Грибоедов: «Злые языки страшнее пистолета».

Тот же памятник людским порокам, "только в профиль" )
Тот же памятник людским порокам, "только в профиль" )

С другой стороны, психологи и социологи среди функций сплетни выделяют и те, которые в принципе можно назвать позитивными:

· информационную (происходит передача информации);

· интегративно-сплачивающую (люди объединяются на основе какой-то идеи);

· развлекательно-игровую: сплетня – это своеобразная игра, шутка, ирония, что подкрепляется легкомысленностью содержания передаваемой информации и выражается в цели рассмешить, развлечь собеседника;

Так, С. Jendrzejewski пишет: «В сплетне можно найти различные формы комизма – прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.».

· деятельную: с помощью сплетней можно укреплять авторитет, зарабатывать деньги и побеждать противников.

При этом, как показывают исследования ученых, играют в эти сплетенные игры представители обоих полов, всех возрастов, социальных слоев, культур и наций.

Кроме того, сплетни в целом можно назвать креативом. Не удивляйтесь. Ведь мы тут не оцениваем качество «творения» и цели «творца». Но определенная доза творчества налицо однозначно.

Плюс, как считают американские психологи, сплетня помогает человеку сравнивать себя с неким идеалом и постоянно держать себя в тонусе (ну как тут не вспомнить Эллочку Людоедку, соревнующуюся с дочкой американского миллионера).

Так что же получается: сплетни… полезны? Видимо, да. Но… только для искусных манипуляторов. Причем как на микроуровне (в тусовке, рабочем коллективе, деревне), так и на макроуровне (в политике, военном деле, на бирже). Попросту говоря: сплетня помогает «разделять и властвовать». Вот такие вот сплетЁнные сплЕтенные игры...