Продолжение.
Люди начали искать внутри себя – это третий квадрант, Постмодерн. Но что бы там ни находили, это не является конечной точкой. И тут есть большой нигилизм. Помните, у Тургенева был герой Евгений Базаров – первый русский нигилист, постмодернист. Достоевский весь полон постмодернизма, и все его «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот» и прочие произведения – это российская форма постмодерна, начальная фаза.
Результатом постмодерна стало две мировых войны, которые унесли жизней людей за сто лет больше, чем за всю историю человечества. Но человек счастья как такового не нашел. И люди ищут, как же дальше жить, и выхода как будто бы нет. И это можно соотнести с перинатальными матрицами Грофа, что вот эта ужасная третья матрица – это родовой канал. И все проблемы постмодерна мы несем из родовой травмы.
Вторая матрица – это сепарация – отделение плода от большой реальности, от материнской реальности. Соответственно в первой матрице – зачатие и внутриутробное развитие.
А Метамодерн – это становление, адаптация. Здесь человек проявляет себя в цели. И мы утверждаем, что это «великий дух» Гегеля. Гегель был сторонником развития великого духа. Первый метамодернист - это Гегель, который сказал: дух приобретает форму. Здесь возникает представление о том, что появляется новый человек. Сейчас начинается эпоха Метамодерна.
У каждого человека в этих эпохах есть свои имена.
В первом квадранте мы говорим Homo naturalis – человек первобытный, человек естественный, человек как часть природы. Важно понимать, что в этом первом квадранте человек идентифицирует себя с телом. Мое тело есть предмет, единственная форма идентификации.
Во втором квадранте – Homo sapiens, человек разумный. Он появился в эпоху модерна. Это некоторый Одиссей, который говорит: я хитроумный, я отрываюсь от богов – в Греции тоже были подобные герои. Одиссей сумел покорить Трою – это ведь он придумал Троянского коня, – но потом не смог вернуться домой, пока не покаялся перед богами. В этом смысл гомеровского «Одиссея».
Homo sapiens – это человек модерна, человек разумный. Есть такие люди в каждом подъезде: они все знают как надо, объективно, как наука говорит. В общем-то, хорошие люди в своем кругу. Как только появляются люди из первого, третьего квадрантов и какие-нибудь еще, они становятся достаточно занудными, скучными. Но как будто бы в них нет пустоты.
Современный человек – Homo confusus, человек сконфуженный, который внутри с самим собой никак не может разобраться. Кто какой, что надо, что делать: этику соблюдать или себя как-то выгораживать, быть заметным или быть незаметным, быть таким или другим и какое качество важнее?..
Во втором квадранте всё снаружи. Здесь человек цельный, и у него снаружи есть какие-то объекты. А в третьем квадранте есть человек, который внутри состоит из разных частей, поломанный, если хотите, как бы сконфуженный.
И мы говорим, что есть четвертый человек, человек метамодерна, Homo beatus – человек счастливый.
Результатом адаптации, рождения, результатом нашего бытия может быть только одно – положительный результат, безоговорочное состояние счастья. Если в третьем квадранте чудесный результат – это состояние, когда человек удовлетворен собой. Заметьте, удовлетворен – это еще не счастлив.
Во втором квадранте у нас человек, получающий удовольствие – это Homo sapiens. Он так все устроил, что у него все красиво. Все, что его окружает – красиво. Он умеет наслаждаться жизнью: вкусно кушать, мягко спать или жестко спать, в зависимости от того, что ему доставляет удовольствие. Общаться с приятными ему людьми, бывать в приятных местах – удовольствие получать.
А в третьем квадранте человек удовлетворен. Это состояние морального императива. Когда ты себе говоришь: то, что у меня происходит, достаточно для меня, я удовлетворен собой. Заметьте, это далеко от чувств. Во втором квадранте много чувств, а в третьем – логические выводы. Крайняя форма постмодерна, когда мы смеемся над людьми из Европы, там постмодерн наступил пораньше. Там все такие бесчувственные, как будто бы, в отличие от нас, славян, которые еще sapiens. Они попрохладнее, более подвержены холодному рассудочному, в том числе, с несчастными серыми лицами, они немного потерянные – третья перинатальная матрица, родовой канал.
Но итогом является кто-то другой. И в первом квадранте – тело, во втором мы говорим, что появляются эмоции. Эмоциональным миром, эмоциями во втором квадранте измеряется качество жизни. В первом квадранте – телесностью. Как герои: могу победить сто врагов, а Ахиллес может победить сто тысяч врагов, а Геракл – еще больше. А кто-то тянет борону.
А вот тут, во втором квадранте, мы начинаем эмоциональный мир. И человек говорит: я счастлив, потому что у меня эмоции: я веселый, радостный – открытие эмоций. В Греции, например, эмоций не было. Вы не прочитаете про эмоции у Гомера. А вот в третьем квадранте человек уже начинает себя осмыслять. Справился – не справился, тут уже эмоции не имеют значения. Тут имеет значение мозг, мышление. И нам всем это свойственно. Сколько бы ни ставили на эмоции, мышление у нас уже не отнимешь.
Так вот, чем отличается Homo beatus, чем отличается метамодерн? Тем, что метамодерн по определению основателей этого стиля мышления, это голландские ребята, является всеобъемлемая позиция, способность соединять противоречия.
И если между вторым и третьим квадрантом, на переходе эпох люди немного презрительно относятся к людям эмоциональным, пытаются от них куда-то спрятаться. Во втором квадранте люди пытаются отделиться от людей первого квадранта, они все немножечко враждуют.
То Homo beatus включают в себя все: и внутреннюю жизнь, и внешнюю, сочетание контекста и содержания. И это мышление, которое не так давно появилось вообще-то как цельное, как интегрированность. И появилось не так давно. Максимум 50 лет, всего пятьдесят лет прошло с тех пор, как люди перестали конфликтовать на эту тему и начали говорить: возможно и то, и другое.
Продолжение следует...
Павел Пискарёв