Зачем я рассказываю о сучках и досках? Лучше поговорим о прекрасном и загадочном. Например, о женщинах и эффекте Мак-Клинток. Этот эффект описывает синхронизацию менструального цикла у нескольких женщин, долгое время живущих совместно — феномен, при упоминании которого память моментально рисует народного академика Трофима Денисовича Лысенко и генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева.
Соседи по дому хорошо отзывались о Трофиме Денисовиче. Это его особенно выделяло на фоне «мухолюбцев и человеконенавистников». Сегодня о Лысенко мы помним только то, что Вавилова год не выпускали из подвала для смертников. Еще помним рассказы про Мичурина, который лично перекладывал гены от привоя к подвою. Существование генов тогда никто не отрицал, но их значение в наследственности васхниловская биология отвергала.
Европейские и американские генетики не верили в связь между цветом волос ребенка и размером сперматозоида отца. По их мнению, гены передаются только половым путем, подобно семейному гербу. Невозможна ситуация при которой гены в организме могут самопроизвольно перемешиваться и уж тем более встраиваться в чужие организмы. Но к моменту сессии всесоюзной академии сельхознаук имени Ленина, среди американцев появился анахорет — Барбара Мак-Клинток. Она первая открыла транспозоны — фрагменты ДНК, которые способны самостоятельно перемещаться и встраиваться в геном.
К великому счастью, Мак-Клинток была мудрым человеком. Генетики враждебно встретили ее выводы, но она не стала доказывать правоту и продолжила исследовать любимую кукурузу, в чем достигла больших успехов. Кто знает, если бы не труды Мак-Клинток, восхитили бы кукурузные поля Америки генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева.
В итоге все закончилось хорошо. В коллективном письме советские ученые отметили, что по вине Лысенко в Советском Союзе отсутствует гибридная кукуруза, доходы от которой окупают военную атомную программу Соединенных Штатов. Хрущев на пять лет отстранил народного академика и поехал в Пицунду отдыхать, а в это время отстранили его самого. Вавилова реабилитировали и назвали в честь него переименованный ВАСХНИЛ. Барбара Мак-Клинток продолжила исследования, получила за открытие транспозонов Нобелевскую премию и дожила до глубокой старости. А феномен синхронизации менструального цикла, который в семидесятых описала в Nature ее однофамилица Марта Мак-Клинток, раскритиковали. Шесть лет назад феномен опровергли результаты метаанализа в «Журнале исследований секса».
То, что двух взрослых мужчин с разной судьбой, взглядами и статусом может объединять мнимый эффект синхронизации менструального цикла служит лучшим свидетельством могущества и загадочности женщины.