Найти тему
антик бутик

Йозеф Хоффман - дизайнер мебели и стиля жизни!

Хочу немного рассказать о дизайнере Йозефе Хофмане. Мне довелось реставрировать несколько предметов, созданных на мебельной фабрике Якова и Йозефа Кон по его эскизу. В том числе софу "Летучая мышь". 

софа "Летучая мышь".
софа "Летучая мышь".

Итак, Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann) — австрийский архитектор, ученик Отто Вагнера, один из основателей венского сецессиона — идеологического авангарда европейского модерна и предвозвестника функционализма. Тяготел к рациональным, геометрическим формам. Большое внимание уделял оформлению интерьеров. С 1899 г. преподавал в Венской школе прикладных искусств. Стоял у истоков и руководил Венскими мастерскими. С 1920 года — главный архитектор Вены. Его центральное произведение — брюссельский дворец Стокле — причислено к памятникам Всемирного наследия. Это если совсем кратко.

Йозеф Хоффман
Йозеф Хоффман

Теперь чуть подробнее. 
Хоффман вошел в историю как человек, установивший каноны хорошего вкуса во всей довоенной Европе. Это признано всеми историками дизайна. Влияние «Венских мастерских» (Wiener Werkstätte), созданных в 1903 году Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером с помощью промышленника Фрица Ваерндорфера, было беспрецедентным.

Человек, обратившийся в “Венские мастерские”, мог поменять весь окружавший его предметный мир – от фасада дома до гостиной в нем, от гостиной до стоящего посредине стола, от стола до венчающей его солонки. Внутри венского стиля можно было провести всю жизнь, пересаживаясь с кресла у камина на вычурный керамический унитаз и засыпая в кубистической кровати. Это был опыт домашнего total look, который в то время возвышенно называли Gesamtkunstwerk, «тотальным искусством». Но это тотальное искусство было далеко не для всех.

-3

Многие художественные объединения в те годы ставили на демократичный дизайн, рассчитывая на массовое производство, как это сделали, например, братья Тонет, производившие венскую мебель. Хоффман предпочитал выпускать уникальные экземпляры, поддерживая уникальные цены. Он никогда не мечтал о том, чтобы вещи Wiener Werkstätte стояли в каждом доме. «Если мы не можем работать для всех, – говорил Хоффман – давайте работать для тех, кто может себе это позволить».

-4

Хоффман был женат, и не один раз. Но даже обвенчавшись с признанной красавицей Анной Хладик, он сохранил свою холостяцкую квартиру, где временами вел абсолютно закрытую для всех жизнь. 
Под руководством Хоффмана Wiener Werkstätte за короткое время совершили переход от бидермейера к модерну и двинулись дальше.

-5

-6
-7
-8
-9
-10

Венские мастерские просуществовали до 1932 года. Они закрылись не потому, что их стиль вышел из моды, а ввиду неблагоприятной рыночной конъюнктуры – в Европе становилось совсем уж неспокойно. Впрочем, у самого Хоффмана хватало заказов. Охотнее всего ему поручали интерьеры квартир. Конечно, он был всегда узнаваем, к примеру, так любил мотивы квадрата, что даже был прозван Quadratl-Hoffman, Квадратным Хоффманом. Но ни для кого, кроме хозяина, эти квартиры не подходили. Это была действительно индивидуальная штучная работа, а не набор модных приемов.