Роман Энтони Бёрджесса, вышедший в 1962 году, это произведение искусства, сочетаемое в себе насилие, преступность и классическую музыку. Многие читатели этого антиутопического романа знают, что написан он в глубоких страданиях самого автора, с элементами автобиографии, повествующими о его жизни и любимой супруге. Так чем же интересен роман "Заводной апельсин"?
Повествование идет от лица пятнадцатилетнего подростка Алекса. Но это не те пятнадцатилетние подростки, которых мы привыкли видеть: веселые, целеустремленные, готовые на добрые поступки. Алекс - главарь банды - жестокий, циничный парниша, главным удовольствием которого являются преступления, совершаемые с широкой улыбкой. Но даже при таком цинизме, мы видим интеллект Алекса. В отличие от своих друзей ( каковыми он их ошибочно считал ), он находил прекрасное в классической музыке, мог ей наслаждаться. Он знал многие произведения музыкальных классиков, а любимым была девятая симфония Бетховена, слушая которую его воображение становилось вне реального мира и разыгрывало искусные сцены насилия.
Стоит отметить мастерство автора в создании своего героя. Точнее особый стиль, при помощи которого ему это удается. Выдуманный сленг Энтони Бёрджесса - надсат - вызывает множество претензий.
Надсат ( от -надцать, окончание числительных от 11 до 19) - жаргонный язык, придуманный автором после посещения СССР. Этот язык позволяет приблизить читателя к главному герою, окунуться в молодежную культуру того времени. Автор использует именно его, потому что носители надсата в "Заводном апельсине" - подростки (nadsatyje) - "тинейджеры" (teenagers, буквально "надцатилетние". Язык вызывает столь много негодований из-за его резкости, которая порой мешает читателю при прочтении. Но засчёт такого приема автору удается показать четкую разницу между подростками и взрослыми. И с другой стороны в использовании этого сленга проявляется основная идея - условные рефлексы. То есть вещи, вызывающие по началу раздражение, затем становятся привычными. Читатель привыкает к такому стилю написания в процессе чтения.
Но самое интересно - название. Ведь читая книгу, не сразу понимаешь, при чем тут апельсин и как он может быть заводным. Все очень просто: на надсате orange переводится как "человек". То есть дословно название можно понимать как "Заводной человек". В этом и заключается основной смысл произведения - человеком можно управлять как механизмом, в результате чего люди становятся системой. Система сама становится насилием, исправляя человека и отнимая у него право выбора. Как говорил сам Алекс:
"Человек без свободы выбора - это не человек"
Кстати сказать, главный герой Алекс тоже подвергся этой системе. Вообще, интересно наблюдать за этим героем. Хоть это наблюдение и очень мерзкое порой. Мы видим все порочные, иногда схожие с животными, желания Алекса. У него нет чувство сожаления, напротив, само насилие наполняет его молодое тело невероятной силой. Но так будет не всегда. Вскоре Алексу предстоит пройти через систему "исправления", которая заставит его когда-то сильное тело изнывать от ужаса воспоминаний всей той грязи, что он творил. При чем достигалось это самым неприятным для Алекса образом - с использованием его любимой девятой симфонии. Даже ее он больше не мог спокойно слушать. Но не является ли такого рода "исправление" насилием над насилием?
Я думаю, этот вопрос останется открытым. Несмотря на то, что роману уже полвека, его темы остаются актуальными и сейчас. Неугодное поведение, мышление, выражение себя в различных формах не принимается людьми. Ежедневно мы сталкиваемся с тем, что нас пытаются сделать системой, соответствующей желаниям общества, как это было с главным героем. Всех, кто не хочет и не может вписаться в "стандарты" устраняют различными методами - тюрьма, психбольница и даже лоботомия. Ведь в борьбе с мыслями человека все средства хороши, лишь бы он стал податлив, как "заводной апельсин".