Найти в Дзене
Елена Кулешова

Neste уходит из России — приходит «Татнефть»

Финская топливная компания продала свои активы «Татнефти»: в них входит 75 АЗС, терминал в Санкт-Петербурге и пятилетнее использование бренда. Точная стоимость продажи неизвестна, аналитики считают, что она колеблется от 5 до 18 млрд. рублей. ФАС будет утверждать сделку до концу 2019 года.

Финнам невыгодно…

Условия для работы Neste в России эксперты определили как «тяжелые». Основная причина в том, что цена на бензин в 2018 году превысила инфляцию в два раза. Поэтому более мелкие компании были вынуждены устанавливать цены выше, чем у нефтяных гигантов: от независимых АЗС только в 2018 году из-за высоких цен ушло около 40% клиентов (данные по Санкт-Петербургу — прим.ред.), ведь разница составляла от 1,5 до 3,5 рублей за литр. Процесс похож на кризисы 2008-201 и 2014-2015 годов, но этот кризис финская компания не смогла перенести, тем более, что доходность бизнеса неуклонно снижалась с 2017 года.

В таких условиях цену и правила сделки диктует покупатель. То, что процесс затронул не только Neste, очевидно: в этом году планируется продажа 186 АЗС «Башнефти» — продажа вынужденная, потому что ФАС посчитала переход контроля над «Башнефтью» к «Роснефти» шагом к монополии. Кто купит башкирскую нефть, пока непонятно, нет ни оценки, ни потенциальных покупателей. Зато есть мнение, что к решению о продаже финнов подтолкнул переход топливного рынка России на ручное управление, что лишает свободный бизнес перспектив. Не помог даже разговор с вице-премьером Дмитрием Козаком: для Neste не стали делать исключения.

…водителям — тоже

Финские заправщики Neste работали, в основном, на Северо-Запад России: в самые сильные морозы их топливо сохраняла свои характеристики. Москва, Подмосковье, южные регионы для Neste интереса не представляли. Тем не менее, водителям Новгородской области, Санкт-Петербурга и других регионов СЗФО придется довольствоваться сервисом «Татнефти». И качеством их бензина, которое, по мнению сотрудников-автомобилистов нашей редакции, уступает финскому.

Деньги с АЗС будут уходить в Татарстан, ведь основным собственником ПАО «Татнефть» является правительство республики — у него золотая акция и 34% простых. Прибыль у компании за год достигла почти 200 млрд рублей, и это в два раза больше, чем в 2017 году. Выручка превысила 790 млрд рублей.

Этот крупный игрок, таким образом, увеличит свою долю на рынке СЗФО почти в 3 раза, войдя в топ-3 топливных компаний вместе с ЛУКОЙЛом и ПТК. Если «Роснефть» купит ПТК (еще одна сделка года!), то места распределятся так: «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть».

Розничные покупатели бензина вряд ли выиграют от этого перехода, даже если «Татнефть» снизит цены на заправках Neste на 1,5-2 рубля: слишком велика разница в подходах к бизнесу двух поставщиков топлива.

Фото из открытых источников