Москвичка Соня Асеева построила своё дело на продаже букетов из растений, купленных у дачников и пенсионеров. Девушка рассказала, как создать успешный сезонный бизнес, разрешать ли покупателям самим называть цену и как заставить клиентов ждать по 8 месяцев
Флорист из Тимирязевки
В 2012 году, после развода с мужем, Соня решила изменить свою жизнь и найти творческое занятие. Девушка тяжело переживала расставание и как-то раз в момент очередных грустных размышлений в витрине одного из магазинов увидела красивый букет красных тюльпанов. Соня вспоминает, как в голове сразу нарисовалась картинка: вот она ездит по Москве на велосипеде, продавая полевые цветы. Но как воплотить эту задумку в жизнь, она не знала.
Тогда же Соне пришла в голову идея организовать свой бизнес. Семь лет назад флористика не отличалась оригинальностью, вспоминает девушка. В основном продавались букеты из роз, пионов, хризантем, завёрнутые в целлофан. Разнообразие Соня решила найти в Тимирязевской академии, куда устроилась подрабатывать. «Там можно было найти всё от кустовых роз до гладиолусов. Выбор был крышесносный. Именно с такими цветами я хотела работать», — делится девушка.
Соня таскала ящики с рассадой, поливала и полола растения на участках академии и получала за это 70 рублей в час. Там же она узнала, что специалисты Тимирязевки занимаются подготовкой саженцев к продаже. Покупателям достаются только корни, а цветки обычно выбрасываются. Тогда девушка договорилась с работниками академии и начала покупать ненужные растения по 5 рублей за штуку. Из них Соня составляла маленькие букетики, которые продавала по 150 рублей на городских маркетах на «Флаконе» и «Винзаводе». Там цветы раскупали за пару часов.
Как в России зарабатывают на продаже цветов
Так девушка проработала один сезон, после чего устроилась управляющей в антикафе «Циферблат». Денег от продажи цветов, её единственного источника доходов, на жизнь не хватало.
Цветы на палубе
Спустя три года эта работа Соне наскучила. В 2015 году она уволилась и решила снова заняться бизнесом, а заодно усовершенствовать идею. Тогда ей пришла в голову мысль скупать цветы напрямую у пенсионеров и дачников, а затем перепродавать в Москве.
«Первых поставщиков мы набрали с помощью поста в Фейсбуке. У бабушек обычно есть внуки, которые сидят в интернете, так что проблем не возникло», — рассказывает Соня
По её словам, чтобы запустить «Велоцветочницу», она купила секатор за 1000 рублей и завела аккаунт в Инстаграме, где начала выкладывать фотографии цветочных композиций. Покупатели пришли после анонса в Фейсбуке. Букеты для них девушка составляла сама — интуитивно и на свой вкус.
Соню поддержали её друзья, в том числе близкая подруга Маргарита Меджович, которая помогала проекту с момента запуска, а в 2019 году стала управляющей и совладелицей предприятия. Друзья же бесплатно предоставили помещение на палубе корабля «Брюсов» в парке «Музеон». Отдельное помещение для дела оказалось необходимо: «Я была не готова превращать дом в пункт самовывоза. К тому же в моей квартире нет лишних 15 квадратных метров для вёдер с водой и бесконечного растительного мусора», — объясняет Соня.
В маленьком неудобном помещении на корабле «Велоцветочница» задержалась ненадолго и в тот же сезон переехала в «Циферблат» на Пушкинской, где и находится до сих пор. «Для антикафе сезон — зима, летом там мало народу. А мне как раз в это время нужен уголок», — объясняет девушка. «Велоцветочница» работает не как привычный магазин, а как пункт самовывоза, поэтому антикафе не пустует даже в мёртвый сезон. Сколько стоили переезд и аренда нового помещения, Соня не раскрывает.
Дачно-букетный период
Сейчас с «Велоцветочницей» сотрудничают 15 пенсионеров. Каждому поставщику Соня отправляет памятку, в которой описано, какие цветы ей нужны. В ответ садоводы высылают фотографии клумб, чтобы девушка понимала, что подходит для букетов. Она берёт только растения высотой не ниже 20 сантиметров, пропорции цветущих к нецветущим должны быть примерно 70/30. Соня покупает цветы по цене 1000 рублей за коробку. Поставщики довозят товар до Москвы, чаще всего на электричке, там девушка встречает их вместе со своими помощниками.
По словам предпринимательницы, цветы не залёживаются, поэтому для их хранения даже не нужны холодильники: поставка продаётся за день
Некоторые клиенты просят доставить букет. Курьерами и флористами в «Велоцветочнице» подрабатывают около 20 человек из сообщества «Циферблата». В основном это студенты на каникулах. По словам Сони, она готова взять любого трудолюбивого человека с хорошим вкусом и способностью чувствовать композицию.
В 2015 году «Велоцветочница» продавала 30 букетов в неделю, каждый из них стоил от 1000 до 5000 рублей. За 4 месяца выручка составила чуть больше 1 миллиона рублей. В 2016 году Соню и её команду стали приглашать в качестве декораторов на мероприятия, их было по 3–4 в месяц. За эту услугу платят от 100 тысяч рублей, благодаря чему оборот компании вырос до 2 миллионов рублей. По словам Сони, в 2019 году объём продаж и финансовые показатели остались такими же.
Бизнес для художников. Как открыть сеть цветочных магазинов в Москве
В «Велоцветочнице» нет фиксированной цены на букет, каждый покупатель определяет её сам. Но есть одно ограничение: цветы не могут стоить дешевле 350 рублей. По словам Сони, меньше 300 рублей никто из клиентов никогда не предлагает. Так как растения достаются магазину значительно дешевле, чем другим флористам, которые работают с зарубежными поставщиками, есть возможность продавать цветы гораздо дешевле, объясняет Соня.
«Обычно за 350 рублей люди просят маленький букет, средний за 800 и за 1500 — большой. Некоторые покупатели готовы платить 5000 рублей и больше», — объясняет Соня
«Велоцветочница» работает с мая по сентябрь. В мёртвый сезон предпринимательницы занимаются другими проектами: Соня развивает своё агентство по организации свадеб, Маргарита больше внимания уделяет собственной музыкальной группе. «Несмотря на то, что мы в перерывах даже ничего не постим, покупатели всё это время нас ждут, а в июне встают в очередь за первыми свеженькими букетиками», — утверждает Соня.
Больше всего заказов приходит через Инстаграм. В этом сезоне девушки попробовали сотрудничать с блогерами. Например, написали с предложением Нике Водвуд. Она поддержала проект бесплатно и сделала пост в своём аккаунте. Благодаря этому число подписчиков «Велоцветочницы» выросло вдвое, до 6000.
По словам предпринимательниц, они не сравнивают свой бизнес с другими цветочными магазинами, но пристально следят за рынком и пока не видят аналогов.
«У нас все цветы местные. Все букеты уникальны, нет готовых схем или каталогов, зато в каждом есть дыхание, движение. Мы рассказываем клиентам о своей работе, ведём себя естественно. Мы не производим впечатление искусственного бренда, и людям это приятно», — считает Соня.