Истоки легенды о Тристане и Изольде теряются во мраке веков. Считается, что в основу романа «Тристан и Изольда» лёг кельтский эпос о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Сюжет легенды очень полюбился романистам западноевропейских стран, и, начиная с XII века, он активно подвергался литературной обработке.
Я читала роман в прозаическом изложении Жозефа Бедье (1900г.), который реконструировал сюжетную схему на основе сопоставления всех известных отрывков романа.
Меня поначалу удивило и даже в какой-то степени разочаровало, что любовь Тристана и Изольды рождается благодаря приворотному зелью, которое было приготовлено матерью Изольды, предполагавшей, что дочь выпьет его в брачную ночь вместе с королём Марком (будущим супругом).
Выпитый по недосмотру служанки напиток связывает жизни Тристана и Изольды. Любовное зелье становится ядом, отравившим их жизни, становится причиной их смерти.
Любовь Тристана и Изольды нарушает целый ряд законов. Изольда была связана узами брака, более того, её мужем был дядя Тристана, то есть она приходилась последнему тетей. Тристан находился в вассальных и подчиненных отношениях с Марком, поэтому связь с Изольдой нарушала феодальные законы. Также Тристан не сдержал клятвы, данной родителям Изольды, что довезет её будущему мужу нетронутой.
При всем при этом любовники отрицали все обвинения в свой адрес и стояли на том, что они невинны, откровенно обманывая Марка. Оправданием им служило то, что выпили они любовный напиток не по своей воле, а противостоять его силе нет никакой возможности. Интересно, что согласно рассказчику Бог на стороне влюблённых, идущих против всех устоев. Такая вот вина без вины или невинная вина.
Любовь Тристана и Изольды, помимо всего прочего, нарушает жанровые каноны популярного в Средневековье куртуазного романа. С одной стороны, любовь Тристана и Изольды, как и полагается куртуазной, является внебрачной (между замужней женщиной и холостым рыцарем, вассалом мужа избранницы) и возвышенной. Тем не менее, выпитое зелье сразу переводит их любовь в плотскую, минуя долгие ухаживания и подвиги во имя прекрасной Дамы.
Ненатуральность источника любви, поэтому и смущает, что нет ухаживаний, но это не лишает отношения романтики. Скорее всего, толковать испитие любовного напитка следует аллегорически как внезапную силу страсти, которая захлестнула героев, которую они не звали, но которая пришла и подчинила их жизни себе.
При этом следует признать, что любовь героев пережила серьезные испытания как разлукой, так и, наоборот, совместной жизнью с губительной для возвышенной любви грубой действительностью быта да ещё и в лесу, без слуг и удобств.
Несмотря на то, что повествование печальное, после «Дон Кихота» я не смогла сдержать улыбки при упоминании об исцеляющих снадобьях и путающих все волшебниках.
****************
Если понравилась статья, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.
Ещё предлагаю вашему вниманию:
Феномен Дон Кихота; 5 книг о необычной любви; 5 книг, повлиявших на моё представление о любви