Найти тему
Ира Бакер

Помидоры

Дед не терпел помидоры на столе. Даже салаты он тщательно исследовал на предмет нахождения там ненавистной ягоды. В семье считалось, что дед с причудой, но реально крут для своих 89-ти. Зимой он шустро бегал на лыжах, весной вскапывал огород, летом косил траву, осенью опиливал яблони. И всегда пребывал в добром расположении духа. Подумаешь, ненавидит помидоры – сущая мелочь. Бабушка никогда их и не сажала.

«Старичок куролесит», – подхохатывал Миша, муж старшей дочери деда Мани, записной семейный шутник, автор «добрых застольных розыгрышей», как он их сам называл.

Первомай всегда праздновали в дедушкином доме. Съезжалось около 30 человек – дети, внуки, сестры, племянники и еще какая-то седьмая вода на киселе. И каждый, конечно, что-нибудь привозил, чтобы облегчить бабушкины хлопоты. Дед больше всего любил Манины пирожки «с капусткой». Маня умудрялась замешивать чертовски воздушное тесто.

В тот раз Маня снова привезла свои пирожки, и дедушка съел три, один за другим. Миша хохотнул и сказал: «Как себя чувствуешь, Иваныч?» «Отлично!» – улыбнулся дед. А Миша артистично продекламировал: «Ты... только что... наелся помидоров! Я их тайком в начинку нашинковал!» И сам же засмеялся.

Дед молча встал из-за стола и вышел. «Ну, паап, – закричала Люська. – Твои эти шутки тупые!» Люська бросилась за дедом.

Дед точил косу, сидя на чурбачке под яблоней. Люська примостилась рядом: «Ну, дед! Ну, ладно тебе. Папа, конечно, олень, но и ты тоже. Дались тебе эти помидоры?!» Дед в сердцах швырнул косу и брусок: «Если б вы хоть что-то понимали!» Люська притихла, она никогда не видела, чтоб дед так злился: «Ну, ты объясни, может, поймем». Дед снова принялся за свою работу и спросил: «Знаешь, что с твоей прабабушкой случилось?» «Пффф. Конечно! погибла во время войны!» «А как погибла? Тебе родители рассказывали?» «Ну… воевала...» «Убили ее из-за помидоров». «Чего?» «Мой отец в Архангельской области срок отбывал, за дезертирство, потому что из плена бежал. И маме разрешили его навестить. Мы хотели посылку собрать. Но ничего, кроме помидоров не было. Мать целую сумку в огороде набрала. Лето выдалось урожайное. Она еще приговаривала, мол, в Архангельской области помидоров нет, витамины отцу не помешают. И еще сахара немного соседка принесла. Мать уехала и пропала. А потом, когда отец вернулся через десять лет, он рассказал, что случилось. Поезд приходил поздно, а дорога до лагеря только одна – через кладбище. На ней мать убили и ограбили. Оказалось, уже несколько месяцев убивали родственников, которые приезжали навещать заключенных, но милиция не могла никак поймать преступников. А убийцей оказался начальник станции. Милиционер зашел к нему домой чаю попить и заметил, что сахар пропитан помидорным соком. Потому что помидоров в Архангельской области тогда совсем не было». Дед закинул косу за спину и пошел за ворота. Там как раз травы наросло.