Если вы готовы потратить последние часы августовско-сентябрьских выходных, на чтение, то можете начать прямо сейчас, потому что культовая книга этого сезона — книга Донны Тратт «Щегол». Если вы не готовы погрузиться в 1030-страничный труд автора, которая писала его десять лет, то можно посоветовать вам познакомиться с крайне актуальным в наше время романом «Стеклянные пчелы» или расслабиться в компании более легкой литературы.
Донна Тратт. Щегол
Правда ли, что искусство способно перевернуть жизнь человека? Причем хочет он того или нет… Именно это и проверит на себе герой захватывающей истории, 13-летний Тео Декер, — пишет в своей рекомендации ЛитРес.
Очнувшись после взрыва в Метрополитен-музее мальчик получает от умирающего старика редкую картину и кольцо с просьбой унести их в безопасное место. И пути назад больше нет – жизнь парня с этого момента меняется до неузнаваемости. Неведомые силы забросят его в самые разные места, далекие от дома, утянут в пропасть и помогут найти спасение.
Это смешной, пронзительный, уютный роман Донны Тартт, открывающий различные тайны и красоты бытия, был удостоен Пулитцеровской премии, премии Малапарте и медали Эндрю Карнеги. Есть, правда, очень похожая книга, которая, к сожалению, не заслужила столь же масштабных наград — и она даже не переведена на русский язык — Джон и Кэрол Барроумен, «Полая земля». Не такая большая, более динамичная и яркая, она все-таки не попала на глаза экспертам Пулитцеровской премии, а жель. Зато вы можете прочитать «Щегла».
Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет – огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно – подчас совсем не так, как нам того хочется – способно перевернуть всю нашу жизнь. К сожалению, из книги можно сделать еще один вывод: лучше держаться от родных подальше, от них-то и все беды… Попробуйте, поспорьте с неукротимым мастером описаний Донной Тратт вы.
Честно говоря, спорить критику с таким масштабным трудом, автором и наградой. Вспомним, что Джозефа Пулитцера называют родоначальником «жёлтой прессы», и обычно эту премию выдают журналистам, даже если это вымышленная подруга Бэтмена.
«Сам роман выполнен в авантюрно-детективном духе с дидактической моралью в конце. Такое чувство, что текст создавался как будто по рецепту из кулинарной книги для бестселлеров: сначала возьмите дэнбрауновскую закваску в виде загадки одной картины, добавьте к этому смесь терактов, наркотиков и криминала, а также не забудьте карикатурного русско-украинского персонажа и собачку. Всё вместе даст вам то, что читатель ожидает увидеть в рейтинге хитов сезона», — читаем мы в одном из отзывов.
К тому же есть для русских и неприятная деталь: если Пелам Вудхауз периодически продергивал русский быт, Достоевского и Чехова — по-доброму, то Донна Тратт штампует стереотипы про водку, «Идиота» и насилие. В классической традиции англосаксонской литературы в книге довольно много отсылок к другим книгам. Так что в целом — это все-таки детектив, а не исследование глубин человеческого бытия.
Эрнст Юнгер. Стеклянные пчёлы
Про Оруэлла и его «1985» слышали все. А вот провидец Юнгер знаком небольшому числу читателей. «Стеклянные пчелы» (1957) – пожалуй, самый необычный роман Юнгера, написанный на стыке жанров утопии и антиутопии.
Общество технологического прогресса и торжество искусственного интеллекта, роботы, заменяющие человека на производстве, развитие виртуальной реальности и комфортное существование. За это «благополучие» людям приходится платить одиночеством и утратой личной свободы и неподконтрольности.
Таков мир, в котором живет герой романа – отставной ротмистр Рихард, пытающийся получить работу на фабрике по производству наделенных интеллектом роботов-лилипутов некоего Дзаппарони – изощренного любителя экспериментов, желающего превзойти главного творца – природу. Быть может, человечество сбилось с пути и совершенство технологий лишь кажущееся благо? Это очень своевременный вопрос в 2019 году.
Поскольку много времени мы уделили Щеглу, то сегодняшний обзор будет на одну книгу короче. Третья и предпоследняя в нем:
Лорет Энн Уайт. Голодная пустошь
Твин-Риверс – оторванный от всего мира заснеженный городок, куда отправили полицейского Тану Ларссон на сезонную работу. Недалеко от города, на горном хребте, дикие животные растерзали двух молодых биологов. Тана и летчик Кэмерон, которого она терпеть не может, вынуждены отправиться на место трагедии. Им открывается жуткое зрелище. Убийства скорее похожи на кровавый ритуал, а сам хребет имеет дурную репутацию, где уже находили растерзанные тела. Вскоре вокруг Таны начинают происходить странные вещи, а Кэмерон оказывается главным подозреваемым. Всему виной мнительность и личная неприязнь? Или Тана приблизилась к отгадке? Тогда ей стоит поостеречься, потому что для Твин-Риверс это не последняя кровавая охота.
Честно говоря, детектив без мистики, поэтому если вы ждали чего-то, вроде Мронстра из Ривер-Норта, написан легких, хорошим языком. Но предупреждаю — книга на один раз. Очень подходит для подарка тем, кто любит простые, не акцентированные на мистике, фантастике, древних книгах и прочих артефактах произведения.
Ю Несбё. Нож
Ещё не читали Несбё? Самое время! Начните с серии про инспектора Харри Холе. Но вот только до этого вам придется прочитать еще 11 книг, потому что эта — 12-я!
Итак,. в Осло совершено жестокое убийство. В этом деле Харри Холе играет не совсем обычную роль – он возглавляет не расследование, а список подозреваемых. Сам он ничего не может сказать по данному поводу, поскольку переживает не лучшие времена и некоторые события последних дней напрочь выпали из его памяти. Правда, на момент убийства у него имеется алиби, но случайная находка, сделанная в своей квартире, заставляет Харри усомниться в нем. Он почти убежден в том, что виновен, и ведет собственное расследование – в первую очередь, это расследование темных глубин собственного «я»…
Конец августа и начало сентября почему-то получились в этом обзоре откровенно детективными. Какие тайны хранят для нас осенние дни 2019 года? Быть может, у каждого из вас будет своя собственная детективная история, которая обязательно придет к счастливому завершению. А начаться она может с обычной картины в музейной экспозиции…
Елена Кулешова
Фото из открытых источников