Найти тему
Колесо обозрения

Как в России появилось правительство с министерствами

Каждый новый руководитель, хочет внести свой вклад в рабочий процесс так, чтобы его потом добрым словом вспоминали, а заодно облегчить деятельность себе, наладив как следует рабочий механизм. Ладно, уговорили, не каждый, а только такой, который относится к своей деятельности с должной ответственностью, а не живет по принципу "сегодня здесь, а завтра там". А если ты руководитель целой страны, да не абы какой, а крупной Империей, вроде Российской. Ну а когда до кучи ты еще молод и амбициозен, то идеи и реформы, ясное дело так и прут со всех сторон. Ну да ладно, главное чтобы на благо.


Примерно так началась министерская реформа Александра I. Только вошедший на престол в 1801 году Император, мучающийся совестью, которая подгрызала его страшными напоминаниями о том грязном деле, благодаря которому он занял трон вместо горячо любимого папеньки, решив то ли совесть заглушить хоть какими-то деяниями, то ли показать люду честному как он мол на своем месте сидит и о делах государственных заботится, времени даром терять не стал, и тут же принялся за крупномасштабную управленческую реформу, да такую, какой со времен Петра I на Руси не было.


К слову коллегии, на которые и обратил свой взор Государь, именно Петром то введены и были. Но хоть Петр Алексеевич и был несомненно великим, да и коллегии для своего времени возможно были хорошим и нужным механизмом, еще не означает, что к началу правления Александра, они не изжили себя и не стали тормозящим фактором в развитии страны.


Но в чем же суть коллегий? Это что-то вроде современных министерств. Только в отличие от оных, коллегии строились не на принципе жесткой вертикали, где во главе стоит ответственный министр, и он принимает решение. Коллегии построены скорее по принципу "одна голова хорошо, а две лучше". Как они были устроены, можно попробовать понять уже по их названию. А если говорить уж совсем коротко и упрощенно, вместо конкретного лица, которое принимает ответственные решения, в коллегии заседало N-ое количество наверняка очень умных людей, которые все эти решения принимали коллегиально. Нет, кто же спорит, на первый взгляд все очень даже хорошо. Меньше способов напороться на ошибку. Если сам ты проморгал какой-то важный фактор, который повлиял на твое решение, то тебе помогут товарищи, и все вместе, они всенепременно придут к какому-нибудь правильному решению.


Однако если же решение на деле оказалось не таким уж и правильным, где искать виноватых? Хорошо конечно ребята устроились. Проголосовали все толпой и концы в воду. Не виноватая я, они всё сами решили.  Но ежели это и так было понятно, то остальные сюрпризы и бонусы, от такого управления различными сферами жизни общества нашего, стали появляться лишь со временем. Уж очень любят у нас разводить различный управленческий аппарат и крючкоплетсвом заниматься. Вы создали какое-то ведомство, или службу, посадили туда тучу чиновников и дали им определенные обязанности, а свои функции они почему-то как следует не выполняют? Что же делать? Может разогнать их и набрать более компетентных, или изменить какие-то принципы работы сего замечательного учреждения? Нет, ерунда какая. Зачем? Мы лучше создадим еще одно такое же, которое будет дублировать функции первого, при чем создадим его по тем же принципам и будем ждать положительных результатов от него. При этом то, предыдущее, тоже никуда не денется. Ну мало ли, вдруг со временем у них начнет лучше получаться.


Вот и досоздавались, что из первоначальных девяти коллегий, выросло за все это время такое поле различных учреждений, контор и ведомств со статусом коллегии, что к 1801 году, их число стало приближаться к сорока. Многие из этих прекрасных организаций, копировали функции друг друга, при этом их решения часто противоречили решениям схожей коллегии. В общем началась такая лютая вакханалия, что даже самому царю уже было проблематично разобрать кто там чем занимается и какие решения принимает. Чего уж там говорить о каком-нибудь Иван Петровиче — чиновнике из Усть-Подтараканска, которому приходят различные распоряжения различных коллегий, которые он вроде бы как должен выполнить, но которые хотят от него диаметрально противоположенного. Ну а тут уж как не кривляйся, а все равно виноватым останется Иван Петрович. А что до коллегий, так они же там коллегиальные все, что куда деваться, и все придумывают путем дебатов и голосований. В случае чего, с кого как не с Ивана Петровича спрашивать?


А ведь самое интересное, что у нас так делается всегда. Думаете 20, 30, 50, 100 назад было как-то иначе? Или может быть сейчас все по другому? Нет, ведь собрать раздутый от собственной важности управленческий аппарат, зачастую в ущерб функциональности — это наше все. Ну да ладно, эту тему мы как-нибудь опустим.


А вот в 1801 году, молодой царь решил что от заржавевших шестеренок в государственном механизме нужно избавляться, ибо смазывай там, или нет, а ничего уже никуда не поедет. И метлой разметал все эти бесполезные коллегии, передав их функции вновь созданным министерствам. Чиновничий аппарат был значительно сокращен, а за все возможные ошибки в тех или иных сферах, теперь отвечал конкретный человек, звавшийся министром. Так, эта на первый взгляд, малозначимая реформа, помогла преодолеть России сильнейший кризис государственного управления, который накапливался десятилетиями.
Александр конечно был рад. Он даже сказал, что является продолжателем дел своей великой бабки (Екатерины II, если кто не в курсе). Но то как-то спорно. Бабка то не сильно старалась этот кризис завершить. А тут как бы молодой царь, перспективный, подающий надежды. Ладно, так или иначе, системой министерств мы пользуемся по сей день. Правда она со временем стала повторять путь коллегий. Разрослась, обленилась, и стала медлительной и неповоротливой. Однако альтернативы ей сегодня нет. Можно конечно попробовать к коллегиям вернуться, но какая-то честно говоря, идейка не очень.