Найти в Дзене
Истории авто

Alfa-Romeo: итальянские амбиции

Приветствую, дорогой читатель! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие не только во времени, но и перенесемся в Италию, где поговорим о судьбе очень амбициозного производителя авто марки Alfa-Romeo! В 1906 году неподалеку от Милана, в местечке Портелло, на деньги итальянских инвесторов было образовано общество Società Anonima Italiana Darracq (SAID), в планы которого входило производство французских легких автомобилей Darracq. Правда, популярности итальянского потребителя легкие автомобили не завоевали, и в 1910 году общество было реорганизовано в компанию по производству автомобилей премиум-класса A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili). С момента основания автомобили компании принимали активное участие в автогонках и заслуженно считались достойными спортивными автомобилями. История участия в гонках началась в 1911 году с соревнований Targa Florio. Все состязания доказывали, что автомобили этой марки действительно великолепны вне зависимости от сложностей гоночных трасс.

Приветствую, дорогой читатель! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие не только во времени, но и перенесемся в Италию, где поговорим о судьбе очень амбициозного производителя авто марки Alfa-Romeo!

В 1906 году неподалеку от Милана, в местечке Портелло, на деньги итальянских инвесторов было образовано общество Società Anonima Italiana Darracq (SAID), в планы которого входило производство французских легких автомобилей Darracq. Правда, популярности итальянского потребителя легкие автомобили не завоевали, и в 1910 году общество было реорганизовано в компанию по производству автомобилей премиум-класса A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili).

С момента основания автомобили компании принимали активное участие в автогонках и заслуженно считались достойными спортивными автомобилями. История участия в гонках началась в 1911 году с соревнований Targa Florio. Все состязания доказывали, что автомобили этой марки действительно великолепны вне зависимости от сложностей гоночных трасс. Alfa-Romeo принимали участие в различных гоночных турнирах и чемпионатах, включая гонки серии Гран-При (победа в первом мировом чемпионате Гран-При 1925 года), Формула-1, спортивные гонки серии ИндиКар, кольцевые автогонки серии Touring и раллийные гонки. Alfa-Romeo выступала как под своими командными названиями Alfa Corse или Autodelta, так и под другими брендами и поставляла двигатели для других гоночных команд.

Первенец компании A.L.F.A. появился в этом же году. Это был A.L.F.A. 24 НР:

A.L.F.A. 24 НР, 1910 / Фото из открытых источников
A.L.F.A. 24 НР, 1910 / Фото из открытых источников

Открытый пятиместный автомобиль мощностью в 42 л.с. и его менее мощная версия 12CV (22 л.с.) были основными в выпуске до начала Первой мировой войны.

В 1915 году заводы A.L.F.A. были переведены на производство военного оборудования для итальянской и союзнической армий. Основываясь на довоенных разработках автомобильных двигателей, компания выпускала военное снаряжение, самолетные двигатели и другие комплектующие, включая генераторы и компрессоры.

В первые послевоенные годы автомобилестроение не было приоритетным направлением. Руководство A.L.F.A. инвестировало прибыль от военных заказов в приобретение локомотивных и железнодорожных заводов, которые в дальнейшем контролировались компанией.

Возобновление производства автомобилей состоялось в 1919 году на базе оставшихся с 1915 года деталей и узлов.

Наравне с успешными гоночными автомобилями компания продолжила выпуск дорожных авто на базе 4-цилиндрового двигателя.

В 1920 году компания получила название Alfa-Romeo. Новую эмблему первым получил Torpedo 20/30 HP. В том же году спортивная модель Torpedo 20/30 HP ES Sport одержала победу в гонках Муджелло (Mugello).

Alfa Romeo 20/30 H / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 20/30 H / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 20/30 H ES Sport / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 20/30 H ES Sport / Фото из открытых источников

Именно в 1920-е годы гоночные автомобили Alfa-Romeo добились мирового признания

после того, как в 1925 году Alfa P2 завоевал главный приз на первом всемирном чемпионате среди гоночных автомобилей Motor Racing Championship.

На базе Alfa P2 была создана дорожная версия 6C1500.

Alfa P2 / Фото из открытых источников
Alfa P2 / Фото из открытых источников
Alfa 6C 1500 / Фото из открытых источников
Alfa 6C 1500 / Фото из открытых источников

Банковский кризис в Италии конца 1920-х вынудил владельцев компании обратиться к иностранным инвесторам за финансовой поддержкой. Однако иностранные инвестиции не оказали должного влияния на финансовое состояние компании, и в 1933 году Alfa-Romeo подверглась процедуре национализации. Именно этот процесс вывел компанию из состояния стагнации, сделав Alfa-Romeo национальной эмблемой Италии. Предприятие начало производство элитных автомобилей под заказ. Состоятельные клиенты заказывали у фирмы производство автомобилей с кузовами Carrozzeria Touring или Pininfarina. Гоночные автомобили фирмы продолжали собирать призы. Пиковых показателей в гонках добились Alfa Romeo 2900B Type 35 и 6С 1750, модель 1929 года выпуска.

В этот период были открыты представительства фирмы за пределами страны, в задачи которых входили организация сбыта, обслуживание автомобилей и реклама преимуществ и спортивных достижений Alfa-Romeo.

Фирма занималась модификационными изменениями старых моделей и разработкой новых машин. Вскоре появился Alfa-Romeo 8С 2300, оснащенный 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2336 см3 с компрессором, мощностью более 140 л.с.

Развивавщийся автомобильный рынок, и в частности - рынок спортивных авто, подстегивал инженеров компании к разработкам новых моделей. В середине 1930-х годов компанией были выпущены 8-цилиндровая 8С 2300В, затем его обновленная версия 8С 2900, 12-цилиндровая 12C и двухмоторная Bi-motore.

Alfa Bi-motore / Фото из открытых источников
Alfa Bi-motore / Фото из открытых источников

В этот период модельный ряд Alfa-Romeo ощутимо увеличился. Были созданы Alfa-Romeo 162 с V-образным 16-цилиндровым 3-литровым двигателем, Alfa-Romeo 512 с мотором центрального расположения, гоночные авто Tipo 308, 312, 316, Alfa Romeo 158, ставшая самой успешной в серии Формула-1. в 1939 году компания приступает к работе над Alfa-Romeo 6С 2500 гражданской и спортивной модификаций.

Alfa-Romeo 6С 2500 / Фото из открытых источников
Alfa-Romeo 6С 2500 / Фото из открытых источников
Alfa-Romeo 6С 2500 Sport / Фото из открытых источников
Alfa-Romeo 6С 2500 Sport / Фото из открытых источников

Параллельно с производством легковых и гоночных автомобилей в этот период компания выпускает военные грузовики и авиационные двигатели. С середины 1930-х годов в преддверии Второй мировой войны доминирующим становится производство двигателей Daimler-Benz 600 для военных нужд. Военный бомбардировщик Macchi C.202 Folgore с мотором от Daimler был востребован и по окончании войны.

Создание легковых автомобилей сводится практически к нулю. Производство автомобилей класса люкс было полностью прекращено.

По окончании войны завод Alfa-Romeo пришлось восстанавливать практически с нуля, до 60% оборудования было утеряно. Но, несмотря на трудности послевоенного времени, уже к 1947 году компания разрабатывает новинку – шасси 6С 2500 для легковых автомобилей высшего класса с аэродинамическими кузовами и запускает в производство последнюю довоенную модель Alfa Romeo 6C Golden Arrow.

В первых послевоенных гоночных соревнованиях Формула-1 для одноместных гоночных автомобилей Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta стал самым удачным. Он был усовершенствованной моделью довоенного Alfa Romeo 158, тщательно скрываемого от нацистов. Alfa Romeo Tipo 158 Alfetta стал одним из самых скоростных автомобилей того времени в классе до 1,5 л. 1950 год принес первую послевоенную спортивную победу этой модели в Формуле-1, которую гонщики команды обновили на следующий год.

В 1950 году дебютировала Alfa Romeo 1900 с двигателем 1,9 л., мощностью 90 л.с. Через 2 года увидели свет версии Coupe и Spider, дизайн которых был разработан кузовным ателье Pininfarina.

Alfa Romeo 1900 / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 1900 / Фото из открытых источников

Лишь в 1954 году Alfa-Romeo начал возрождение производства массовых автомобилей с серии Giulietta в кузовах: Berlina (седан), купе и двухместный кабриолет, оснащавшихся 4-цилиндровым двигателем Alfa Romeo Twin Cam. Первоначало объем двигателя составлял 1,3 л., но вскоре был модифицирован до объема 2,0 л. и оставался в производстве до 1995 года. Подвеска автомобиля была практически полностью независимой. Двигатель объемом в 1,3 л. и мощностью 90 л.с. разгонял машину до 165 км/ч. Данная модель выпускалась до 1961 года.

Alfa Romeo 2000 (1958 год), стала прототипом сошедшей с конвейера в 1961 модификации Alfa Romeo 2600 с двигателем 2600 см3 мощностью 130 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 175 км/ч. В этом же году на смену модели Giulietta пришла Alfa Romeo Giulia. При неизмененной мощности в 90 л.с. объем двигателя был увеличен до 1570 см3.

Alfa Romeo Giulia / Фото из открытых источников
Alfa Romeo Giulia / Фото из открытых источников

1960-е годы компания посвятила производству автомобилей двойного назначения – внимание уделялось машинам для гоночных состязаний с использованием их моделей в обычном гражданском легковом автомобилестроении, включая GTA. Модель была оснащена алюминиевым кузовом от Bertone и мощным двигателем с двумя свечами на цилиндр. GTA стала безусловным победителем первого чемпионата Trans-Am в 1966 году. 1970-е годы компания посвятила спортивным разработкам. Прототипом для новых моделей послужила Tipo 33. Турниры 1975 и 1977 годов были выиграны моделями Alfa Romeo 33TT12 и Alfa Romeo 33SC12 соответственно.

В 1971 году совместно с Porsche разработанный 4-цилиндровый двигатель объемом 1186 см3 был установлен на новую модель Alfa Romeo Alfasud. Автомобиль мощностью в 63 л.с. и весом 830 кг развивал максимальную скорость в 152 км/ч.

К концу 1970-х годов компания начала испытывать финансовые трудности, что привело к снижению популярности марки. В 1981 году компания заключила договор с японской Nissan о создании совместного предприятия, которое получила название A.R.N.A. (Alfa Romeo Nissan Automobili). Однако первая модель совместного производства Alfa Romeo Arna популярностью не пользовалась.

К 75 юбилею марки в 1985 году была выпущена Alfa Romeo 75. Специалисты считали ее одной из лучших машин конца 1980-х. Самая мощная версия развивала максимальную скорость 220 км/ч. В машине был установлен двигатель V6 мощностью 192 л.с.

Alfa Romeo 75 / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 75 / Фото из открытых источников

Успех автомобиля не помог фирме восстановить финансовое состояние. Alfa Romeo снова рухнула в кризис. Переговоры с Ford и BMW об объединении не увенчались успехом. Лишь в 1986 году компания заключила договор с Fiat, в результате которого потеряла суверенитет. Такое слияние стало значимым для Alfa Romeo – начался финансовый подъем. На смену Alfa Romeo 75 пришла 155 модель. Другие инифицированные совместно с Fiat модели также были весьма успешны. Выпускавшуюся с 1963 года Alfa Romeo Spider сняли с производства. Обновленный Spider и Alfa Romeo GTV были представлены публике на Парижском автосалоне 1994 года. Годом позже эти модели пошли в производство.

В 1994 году итальянцы представили публике автомобили серий 145 и 146. Спорткар Alfa Romeo-GTV/Spider, созданный совместно с дизайнерской компанией Pininfarina, имел передний привод и поперечное расположение двигателя.

Spider в ноябре 1996 года получил обновленный двигатель V6 объемом 3,6 л., в мая 1998 года на него установили силовой агрегат 1,8 TS 16valve объёмом 1,8 литра с изменяемыми газораспределительными фазами. Также имелась возможность установки на спорткар форсированного 2-х литрового двигателя 2.0 TS 16valve. В 1999 году на эту модель была установлена автоматическая коробка передач Selespeed, разработанная по технологиям Формулы-1. Считается что характеристики Selespeed аналогичны характеристикам болида F399 Михаэля Шумахера.

Alfa Romeo 156 и Alfa Romeo 147 были удостоены титула Европейский автомобиль года в 1988 и 2001 годах соответственно.

Alfa Romeo 156 / Фото из открытых источников
Alfa Romeo 156 / Фото из открытых источников

Преемником 164 модели стал в 1999 году Alfa Romeo 166 категории Е. Он имел передний привод и поперечное расположение двигателя.

В 2000 году Alfa Romeo 147 завоевал титул «Автомобиль 2001 года» на автосалоне в Турине.

Fiat Group, выкупив у Ferrari в 2005 году марку Maserati, планировал организовать спортивное и люксовое подразделение Maserati и Alfa Romeo. По замыслу Fiat Group планировалось стратегическое партнерство двух марок с целью разработки двигателей и платформ и развитие общей дилерской сети.

С середины 2000-х годов компания ощущает падение спроса на продукцию, теряя порядка 300-500 миллионов евро в год. В 2003 году закрылся завод в Арезе. Музей Alfa Romeo находится на реставрации. На нынешний момент в производстве у компании стоят три модели автомобилей. Завод Кассино в Пьедимонте-Сан-Джермано осуществляет выпуск модели Giulietta, завод Мирафьори (Турин) производит модель MiTo, и завод Модена, принадлежащий Maserati S.p.A, выпускает 4С.

Alfa Romeo Giulietta / Фото из открытых источников
Alfa Romeo Giulietta / Фото из открытых источников

Понравилась статья - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Пишите, какие истории про авто вас интересуют, и мы обязательно об этом расскажем!