Найти тему
Полит.ру

Человек дня. Алексей Суворин

(11) 23 сентября 1834 года родился Алексей Суворин, знаменитый издатель и журналист

Личное дело

Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) родился в селе Коршево Воронежской губернии. Его отец, родом из крестьян, будучи отдан по набору в солдаты, дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Алексей был старшим из его девяти детей, родившихся в браке с Александрой Соколовой, дочерью священника.

Мальчик учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе. Окончив училище в 1851 году, продолжил учебу в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище) в Петербурге. Из стен училища Алексей вышел сапером, но служба в армии его не привлекала и вскоре он подал в отставку. В университет на бюджетное место Суворин не пробился, в связи с чем был вынужден пойти работать.  Выдержал экзамен на звание учителя и устроился преподавателем географии в городке Боброво. После перебрался в Воронеж, где сблизился с публицистом М. Ф. Де-Пуле и поэтом И. С. Никитиным.

С 1858 года Суворин стал помещать переводные стихи и небольшие заметки в «Вазе», «Московском вестнике», «Весельчаке» и «Русском дневнике». Несколько корреспонденций из Воронежа (напечатанных под псевдонимом Василий Марков) в «Русской речи» в 1861 году привлекли внимание издательницы этого журнала, графини Е. В. Салиас-де-Турнемир, которая предложила Суворину переселиться в Москву. Когда «Русская речь» прекратила свое существование, Суворин занялся составлением книжек для народного чтения для московского «Общества распространения полезных книг» - «Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев», «История Смутного времени» (не была пропущена цензурой). В журнале «Современник» выходит его повесть «Солдат и солдатка» (1862). в «Ясной Поляне» Л. Н. Толстого — «Жизнь патриарха Никона»,  в журнале «Отечественные записки» — рассказ «Отверженный» и повесть «Алёнка» (1863).

В 1863 году Алексей Суворин переезжает в Санкт-Петербург, где становится секретарём главной ежедневной газеты страны - «Санкт-Петербургских ведомостей», которые под руководством В. Ф. Корша в то время были одним из ведущих умеренно-либеральных изданий. Его очерки, заметки и рецензии вскоре превратились в книгу «Всякие» (1866). Ее публикация вызвала преследования со стороны властей. Книга была сожжена, а автора окружной суд приговорил к 2 месяцам тюремного заключения. Впоследствии судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте.

Широкую известность Суворин приобрёл во второй половине 1860-х годов, когда под псевдонимом Незнакомец стал писать для «Санкт-Петербургских ведомостей» воскресные фельетоны («Недельные очерки и картинки»). Блестящий талант Суворина, соединение остроумия с умением к каждому предмету подойти со стороны его общественной значимости, придал совершенно новое  значение жанру фельетона. Он расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни.

Это были лучшие опыты русского политического памфлета. Чаще всего под суворинский «бич» попадали представители реакционной журналистики — Катков, Скарятин, князь Мещерский и другие. По своим убеждениям Суворин в то время был умеренно-либеральным западником, исходившим из принципов широкой политической свободы, терпимости и неприятия узкого национализма.

Имевшие огромный успех острые фельетоны Незнакомца стали одной из причин того, что в 1874 году редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» во главе с Коршем была разогнана.

Еще в 1872 году началась издательская деятельность Суворина - он стал выпускать «Русский календарь». На полученную с продаж прибыль в начале 1876 года Суворин приобрёл вместе с В. И. Лихачёвым газету «Новое время». В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, кем и оставался до конца жизни.

Для первых номеров газеты дали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. А. Некрасов. К концу года тираж газеты увеличился в 10 раз.

После перехода «Нового времени» к Суворину современники ожидали, что таким образом воскреснут коршевские «Санкт-Петербургские ведомости». Но этим ожиданиям не суждено было сбыться – новая газета оказалась, скорее, консервативной направленности.

От публицистической деятельности Суворин после приобретения «Нового времени» начал отходить. Он перестал писать воскресные фельетоны и только изредка вёл рубрику «Маленькие письма».

 Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин основал издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В 1878 году он устанавливает в своей типографии первую в России большую ротационную машину и открывает на Невском проспекте свой первый книжный магазин. Вскоре магазины и киоски Суворина были уже по всей стране. В 1879 году он основывает свою знаменитую книжную серию «Дешевая библиотека» с целью просвещение русского народа.

Прославился Суворин и издательством различных полезных справочников, которые пользовались немалым спросом. С 1895 года издавал популярное справочное издание «Вся Россия».

В сентябре 1895 года в помещении Малого театра на Фонтанке (будущий БДТ) открывается Театр Литературно-артистического кружка - самая долговременная частная антреприза в Петербурге. Суворин являлся и председателем кружка, и его фактическим владельцем.

В январе 1898 года Суворин публикует скандальную статью о деле Дрейфуса, в которой утверждает, что «это борьба еврейства с христианством». В следующем, 1899 году, после студенческих беспорядков он пишет не менее нашумевшее «Маленькое письмо», в котором рекомендует исключить 20 тысяч студентов: «Студенты, не желающие учиться, могут уходить из университета. На их место кандидатов сколько угодно». В итоге целые институты и университеты объявляют Суворину бойкот. Из редакции выходят А. Амфитеатров и И. Потапенко, а комитет Союза русских писателей требует предать Суворина «суду чести». В итоге валовый тираж «Нового времени» сокращается до 35 тыс. экземпляров.

В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации «Русское собрание», первое заседание которой прошло в помещении редакции «Нового времени». Он вошёл в совет Русского собрания, но со временем отошёл от активной деятельности.

Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр).

В 1909 году у Суворина был обнаружен рак горла. После операции, проведенной в Германии,  он потерял возможность говорить и почти полностью отошел от дел.

Скончался Суворин 11 (24) августа 1912 года на даче Царском Селе.

Чем знаменит

 Алексей Суворин. 1865. Фотография Андрея Деньера
Алексей Суворин. 1865. Фотография Андрея Деньера

Алексея Суворина называют журналистом № 1 пореформенной России и даже «отцом русской журналистики». Одновременно он являлся и самым крупным книгоиздателем России своего времени.  Начав печатать дешевые культурные книги, Суворин первым дал русскому народу доступного всем Пушкина и многих других писателей. До 1912 года в этой серии вышло около 500 названий общим тиражом более 1 млн экземпляров.

Всего же  за  40 лет им было издано примерно 1600 названий книг общим тиражом 6,5 млн экземпляров.

При этом Суворина современники часто и небеспочвенно обвиняли в ксенофобии, антисемитизме и шовинизме.

О чем надо знать

Суворин выступал и в качестве драматурга. Большим успехом пользовалась, в частности, его драма из жизни актёров «Татьяна Репина» (1889). Это произведение было создано на основе реального события — самоубийства молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. А. П. Чехов, друживший в то время с Сувориным, написал одноактное «продолжение» «Татьяны Репиной» под тем же названием с теми же персонажами. Суворин напечатал высоко оцененную им чеховскую пьесу в виде малотиражного отдельного оттиска в типографии «Нового времени» (полноценная публикация и постановка по цензурным условиям были невозможны).

Такой же успех имела и драма «Медея», написанная Сувориным в сотрудничестве с В. П. Бурениным (1883). Также он написал историческую драму «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения», шутки и комедии: «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и др.

Прямая речь

О себе: «Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. <…> Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания..».

П. И. Соколов о Суворине: «Суворин видел, что русская революция поднимается на плечах «бездарных профессоров, непризнанных артистов, несчастных литераторов, студентов, не окончивших курсы… людей с большим самолюбием, но с малыми способностями, с огромными претензиями, но без выдержки и силы на труд». Он прекрасно понимал тактику левых сил: «“Или все, или ничего” — чем хуже народу, тем лучше революции». И стоял за русские начала, за русское по своим стремлениям правительство, против «разбойников» и «разрушителей». Один из немногих, Суворин предчувствовал катастрофу 1917 года, ясно видел тех, кто приготовляет ее сознательно и бессознательно, разоблачал и тех, и других».

Литературный критик Никита Елисеев о карьере Алексея Суворина: «Бедняк, до 14 лет не знавший никакой книги, кроме Евангелия, в 14 лет впервые прочитавший Пушкина, в 15 лет впервые попавший в театр. Нищий радикальный журналист, которому для поездки за гонораром из Москвы в Питер более достаточный приятель одалживает пальто и деньги на билет — и миллионер, издатель самой читаемой газеты, владелец модного театра, колумнист, близкий к "правительственным сферам". Таких метаморфоз Овидий не выдумает».

Он же о радикализме Суворина: «Незнакомец "Санкт-Петербургских ведомостей" и раннего "Нового времени" столь же и так же идеен, как и Суворин официозного "Нового времени". Он изменил себе не более чем Анри Рошфор во Франции или Максимилиан Гарден в Германии. В компанию вот этих европейских журналистов следует помещать Суворина. Суворин, Рошфор и Гарден были идейны и искренни в своем антисемитизме, популизме, проповеди агрессивной внешней политики, в антидрейфусарстве, в конце концов. Это была та самая идеология, которая проявлялась ярче и четче с течением времени, с изменением самой российской ситуации».

8 фактов об Алексее Суворине

  • Роман Суворина «Всякие» был запрещен и предан сожжению, в частности, за то, что в этом романе он осмелился написать про гражданскую казнь Чернышевского (в романе — Самарского). Описание этого события Сувориным сделалось хрестоматийным, по крайней мере, Набоков в «Даре» опирался на этот текст. Роман, написанный в 1866 году, был опубликован только в 1909.
  • Вынужденный уход Суворина из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление. В начале 1875 года он выпустил собрание своих фельетонов - две книжки «Недельных очерков и картинок». Очерки, в основном написанные на злобу дня, к тому времени уже практически утратили актуальность, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый.
  • Именно Суворин придумал ввести в газете страницу с платными объявлениями.
  • Первое дешевое издание Пушкина было отпечатано Сувориным не только без барыша, но даже с небольшим убытком. В день 50 лет после кончины Пушкина, когда оно появилось в продаже, кинувшаяся за покупкой толпа сломала прилавок и мебель в магазине «Нового Времени».
  • Суворин издавал подробный адресный справочник «Весь Петербург». Справочник содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков — с адресами, званиями,  профессиями и телефонами.
  • Суворин был дважды женат. Первая жена - переводчица Анна Ивановна  Баранова,  в 1873 году была найдена застреленной своим любовником Тимофеем Комаровым в номере отеля «Бельвю». В 1875 году 41-летний Суворин женился на школьной подруге своей старшей дочери Александры - 17-летней Анне Ивановне Орфановой, с которой прожил до самой смерти.
  • Судьба большинства детей издателя сложилась трагически. В 1885 году в Ессентуках от диабета умерла его старшая дочь, 27-летняя Александра. Через два года покончил с собой 17-летний сын Володя, а еще через год от дифтерита умер его брат-близнец Валерий. Сын Суворина Алексей, тоже ставший журналистом, окончил жизнь самоубийством в 1937 году.
  • Именно Суворин разглядел талант Чехова и сумел сделать его известным на всю страну. В 1887 году в его издательстве вышел первый сборник Чехова — «В сумерках». На протяжении следующих 12 лет Суворин был почти монопольным издателем Чехова. Сохранилась их обширная переписка. Есть версия, что произведения Чехова «Драма на охоте» и «Володя» связаны именно с трагическими событиями в семье Суворина.