Найти в Дзене

Защита интеллектуальной собственности компании

Оглавление

В первую очередь надо определиться, каким образом бывший сотрудник получил доступ к разработке или проекту.

Если сотрудник разработал продукт сам, в рамках работы на компанию

В Гражданском Кодексе есть понятие «служебное произведение» - это результат интеллектуальной деятельности сотрудника, который создан в рамках его трудовых взаимоотношений с работодателем.

Исключительное право на него принадлежат компании-работодателю, а бывшему сотруднику только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено трудовым или иным договором.

Но есть один нюанс: если работодатель не использует это произведение в течение 3‑х лет со дня, когда оно было передано в его распоряжение, то все права возвращаются автору (т.е. сотруднику).

Так же не следует забывать, что если компания-работодатель все-таки начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право на него другому лицу (продаст), то автор, даже если это бывший сотрудник, имеет право на вознаграждение.

Если продукт — это база данных, контакты или какая-то систематизированная информация

Исключительное право на цифровой продукт, базу данных или иное произведение, может принадлежать исполнителю, если само их создание не предполагалось или ранее не предусматривалось для решения задач компании.

Это произведение должно было быть создано не в рамках трудового договора, а для выполнения, например, научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Хотя и тут есть исключения, которые могут быть предусмотрены договором между сотрудником и заказчиком.

Ноу-Хау (или, как сохранить в тайне уже действующие разработки)
Упрощая это понятие, можно обозначить его, как «секрет фирмы» - совокупность знаний и опыта компании; некие сведения любого характера, которые необходимы для успешной деятельности конкретной фирмы в определенной области.
Классический пример Ноу-Хау — рецепт Coca-Cola. Производитель не афиширует его, чтобы сохранить монопольные права на технологию производства напитка.
Ноу-хау подразумевает наличие режима коммерческой тайны. Ограничивается круг людей, которые имеют доступ секретной информации, и сотрудники подписывают соглашение о неразглашении. 

Что делать, если сотрудник подвергнул важную для компании информации огласке?

Компания может потребовать:

  • Признать свое право на интеллектуальную собственность;
  • Потребовать прекратить действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения;
  • Потребовать возместить убытки;
  • Потребовать компенсации.
Галина Гамбург
Руководитель практики имущественных и обязательственных отношений, АМУЛЕКС