"Дон Кихот", "Улисс" и другие
Далеко не все книги из разряда «золотой классики» были сразу признаны великими. По мере увеличения количества читателей росло и число тех, кто не хотел или не мог отдать должное настоящим литературным шедеврам. Что же из блестящих произведений было поначалу встречено с недоумением?
Мигель де Сервантес, "Дон Кихот"
Одной из самых ранних известных нам великих и недооцененных современниками книг был «Дон Кихот». В первые годы после публикации роман воспринимался как один из множества написанных о рыцарях, приключениях и разнообразии прекрасных дам. Да и профессия оруженосца к тому времени уже стала неактуальной...
Неслучайно появились низкопробные продолжения «Дон Кихота», совершенно искажавшие суть великого романа. Против них (а авторы продолжений до сих пор так и не установлены) гневно выступал сам Сервантес. Но прошли годы, прежде чем читатели смогли по достоинству проникнуться историей Дон Кихота и Санчо Пансы.
Герман Мелвилл, "Моби Дик или Белый кит"
Когда только этот роман появился на книжных полках, то читатели остались к нему равнодушными, и самый первый тираж (который был немногим более трех с половиной тысяч экземпляров) расходился очень медленно. При этом другие книги того же Мелвилла пользовались гораздо большим успехом. Да и литературные критики больше ругали, чем хвалили роман.
На какое-то время «Моби Дик» вообще был забыт, да и самому Герману Мелвиллу (к тому времени умершему) книжные рецензенты пророчили забвение. Лишь спустя несколько десятилетий роман обрел статус культового и стал регулярно переиздаваться.
Джозеф Хеллер, "Поправка-22"
Опубликованная более полувека назад, книга (иногда ее название переводят как «Уловка-22») поначалу воспринималась как какой-то набор ситуаций, персонажей и анекдотов, не слишком связанных между собой, и вовсе не считалась изысканным романом, к тому же демонстрирующим новый подход в композиции. Наоборот, после появления романа на книжных полках многие известные литературные критики упрекали Хеллера в том, что он на этот раз сотворил безвкусное чтиво, не заслуживающее читательского внимания.
Роман называли непатриотичным, аморальным, похабным и развращающим. Еще бы: чтобы не участвовать во военных действиях, заявлять, что быть сумасшедшим – значит, быть в здравом уме… Но прошло всего несколько десятилетий, нравы изменились, книга стала одной из самых популярных и рекомендованных к чтению. А само название романа в Америке стало нарицательным, означая патовую, тупиковую и бессмысленную ситуацию, в которой увы, действуют взаимоисключающие правила.
"Сказки 1001 ночи"
Эта книга долгое время существовала в виде собрания сказок и преданий, которые переписывались и пересказывались в разных вариантах. И сочетания их порой были довольно хаотичными. Впервые в виде печатной книги легендарный памятник восточной литературы был опубликован только в XIX веке в Египте. В Европе им заинтересовались разве что писатели-романтики, к примеру, Теофиль Готье сочинил новеллу по мотивам «1001 ночи». А для широкой публики даже в переводе казалась непонятной и своеобразная стилистика, и странные имена…
Всерьез оценили этот шедевр ближе к началу следующего столетия. И вот тогда, будто наверстывая упущенное время, ученые и просто ценители восточной экзотики, принялись его читать, перечитывать и спорить, откуда взялись эти сказки – индийские они по происхождению, арабские или персидские? И собраны ли они на протяжении столетий или их все написал один безвестный, но вне всяких сомнений, – гениальный автор?
Джеймс Джойс, "Улисс"
Это сейчас Джойсу принадлежит одно из почетных мест в литературе ХХ века! А когда талантливый и резкий на язык ирландец сочинял свои произведения, его многие не понимали. Недоумение было еще сравнительно мягкой реакцией даже на ранний сборник рассказов «Дублинцы». Что говорить о скандально знаменитом «Улиссе»…
На издателей подавали в суд, требуя запретить роман как непристойный. И ведь запрещали – и в США, и в Англии. В Штатах почтовые работники имели право вскрыть посылку по подозрению, что там книга «Улисс». Если и правда обнаруживали роман Джойса, то немедленно сжигали. Даже современники-бунтари, например, писатели Вирджиния Вулф и Олдос Хаксли или революционер Карл Радек, упрекали автора за натурализм и слишком сложную систему иносказаний. Оценили роман по достоинству лишь последующие поколения читателей.
А вы читали эти книги? Делитесь впечатлениями о них в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24