Прочел в Дзене несколько публикаций на тему, что Ева вовсе не была первой женщиной на земле. Первой же женщиной и женой Адама была Лилит. Приводятся ссылки на Талмуд, свитки Мертвого моря, Каббалу, Алфавит Бен-Сира, шумерские тексты и пр. Интересно... Тем более, что сам не раз размышлял на эту тему.
В чем же тут интрига? Утверждается, что в отличие от безропотной и тусклой женщины-домохозяйки Евы, Лилит была прекрасна внешне, но непокорна и независима. Считала себя равной Адаму, т.к. оба созданы Господом из праха, и ни в чем не хотела ему уступать. Согласно Алфавиту Бен-Сира, к полному разрыву взаимоотношений между Адамом и Лилит привел спор по поводу предстоящего полового акта – оба партнера хотели доминировать и быть сверху. Компромисса достичь не удалось… Тогда Лилит произнесла Имя Бога, которое дает сверхъестественные возможности, и улетела из Эдема. Дальнейшая ее судьба остается загадкой. По одной версии она стала мелким уродливым демоном, наводящим порчу на младенцев и рожениц, по другой пошла в жены к самому Сатане. Чуть позже разберем этот абзац, а пока…
Одним из главных аргументов, свидетельствующих о подтасовке фактов о сотворении человека в Книге Бытия, считается «склеенность» отрывков. И это в самом деле бросается в глаза:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт., 1:27-28)
Далее уже во второй главе:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Быт., 2:7-8)
Казалось бы, человека уже в первой главе создали. И не одного, а мужчину и женщину - сразу обоих. Даже велели плодиться и размножаться. Зачем к этому вопросу возвращаться во второй главе? Подлогом пахнет!
Ветхий Завет (Тора) не был написан в одночасье. Закон Моисея вообще долгое время передавался от поколения к поколению в устной форме (Устная Тора). Но, очевидно, существовали отдельные письменные документы, которые потом легли в основу Завета. При том одно и то же событие могло быть отражено сразу в нескольких записях. И здесь, как и в настоящее время, авторы могли преследовать разные цели. Один подходил к вопросу стратегически – описывал протяженный отрезок времени, отводя отдельным событиям не больше абзаца. Другой – мастер тактического эпизода, у него то же событие занимало целую главу. Составителей завета вполне устраивала хронология первого автора – как Господь учил птиц летать, а рыбу плавать их не интересовало. А вот к созданию человека разумного нужно было отнестись повнимательней, разъяснить, как из великолепной идеи могло такое получиться. И здесь пришлись кстати труды второго автора. Т.е. мы имеем дело не с подлогом, а с простой компиляцией текстов. Отсюда и несколько запоздавшие подробности первых шагов человечества.
Но вернемся к абзацу, где Адам и Лилит спорят о ближайшем будущем… А такой спор вообще возможен? В принципе? Мужики!!! Красивая молодая женщина хочет в постели подоминировать! Кто-нибудь имеет что-то против!? …Если серьезно, то такого спора не могло возникнуть. Подобный спор предполагает наличие разума у обеих сторон. Я не случайно выше упомянул о создании человека разумного. Были ли Адам и пока неустановленная женщина созданы человеками разумными?
И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт., 2:15-17)
Что есть познание добра и зла? Познание того, «что такое хорошо и что такое плохо» на бытовом уровне. Познание добродетели и греха на уровне высоком. Значит человек до вкушения плодов с древа познания не имел представления о подобных категориях? Не имел. Адам и первая женщина были безгрешны, т.к. о грехе в частности и о добре и зле вообще никакого понятия не имели. Они жили инстинктами и мало отличались от других обитателей Эдема. Птицы, рыбы, звери безгрешны, что бы они не делали. Ибо они лишены возможности свободного волеизъявления и осознанного выбора. А свободное волеизъявление и осознанный выбор возможны только при наличии разума. Именно разум позволяет нам выбрать арбуз в магазине или марку автомобиля, грешить или быть праведником. Разум же у Адама и Евы «включился» только после употребления запретного плода.
Вероятно, Господь не хотел раньше времени предоставлять человеку возможность осознанного выбора – пусть сначала ума наберется. А то уж больно глупый он еще, чтоб разумом пользоваться. Не может человек пока просчитать все последствия своего волеизъявления. Но Адам и Ева, опять же, по глупости своей Бога ослушались, поддались искушению и получили разум незаконным путем. С тех пор человечество и делает одну глупость за другой.
Вернемся к Лилит. Она не вкушала плодов с древа познания добра и зла. Адам к тому времени тоже. По сути – это были два неразумных примата. И жили по принципам животного сообщества. А в таких сообществах, будь то стадо, стая или прайд, все роли прописаны, продиктованы инстинктами – самосохранения, размножения и пр. Слабый подчиняется сильному. Никакой непокорности и свободомыслия. И самки не спорят с самцами насчет позы при совокуплении в брачный период. Поэтому никакой эмансипированной Лилит в животном мире не могло быть в принципе. И все, что написано про первую несостоявшуюся жену Адама есть вымысел.
И в ранних иудейских легендах и Каббале Лилит вовсе не первая жена Адама. Это просто демон, злой дух. Алфавит Бен-Сира – это позднее произведение, относящееся приблизительно к Х веку н.э.
На самом деле тема о Лилит не нова, хоть и подзабыта. Она будоражит умы начиная с эпохи Возрождения, когда вошли в моду всяческие оккультно-мистические учения, в т.ч. Каббала. После суровых времен Святой Инквизиции усомниться в истине Священного Писания – это было глотком свежего воздуха как для образованных светских людей, так и для некоторых клириков.
В России тема, что «все было на самом деле не так» стала популярной среди интеллигенции на рубеже ХIХ-ХХ веков. Отголоски прослеживаются у Булгакова: «…Ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда…», - говорит известный его персонаж. Творческие люди посвящали Лилит стихи и картины. Набоковская Лолита – это современное воплощение Лилит.
Мысль о том, что «попы нам все врут», чтобы только принизить роль женщины, и первой женщиной была не эта клуша Ева, а шикарная Лилит пришла на ум суфражисткам в конце ХIХ века. Активно эксплуатируют эту идею и современные феминистки, хоть они все сплошь неверующие.
Даже в советское время в Театре кукол Сергея Образцова шел спектакль «Божественная комедия» по пьесе И. Штока, где обыгрывается тема Лилит. Так что ничего нового, кроме старых заблуждений.