Найти тему
Наш край

Поведенческий компонент религиозности студенческой молодежи Гомельщины (на примере студентов дневного отделения технических спец

Оглавление

В настоящем исследовании предпринята попытка изучения особенностей поведенческого компонента религиозности студентов-первокурсников технических специальностей ГГТУ имени П.О. Сухого. При анкетировании внимание уделялось культовой практике, как критерии были определены частота посещения богослужений, чтение религиозной литературы, соблюдение поста, молитвенная практика. Внекультовая практика, которая проявляется в распространении религиозных взглядов и ценностей, не является типичным проявлением религиозности для современной молодежи.

Эмпирической базой исследования является выборочный социологический опрос среди студентов-первокурсников дневной формы обучения технических специальностей факультета автоматизированных и информационных систем Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого, проведенный в сентябре 2018 года. Всего было опрошено 74 студента-первокурсника в возрасте от 17 до 20 лет. В гендерном аспекте преобладающее большинство среди респондентов составили представители мужского пола, что составило 95 % от общего количества опрошенных.

Результаты опроса показали, что только 28% респондентов считают себя верующими. Затрудняются с ответом 23%, большинство считают себя неверующими, что составляет 49% от общего количества студентов, принявших участие в опросе. Полученные данные практически совпадают с результатами исследования проведенного в декабре 2016 года — январе 2017 года среди студентов ГГТУ имени П.О. Сухого. Верующими себя назвали 24 % студентов-первокурсников, не определились с ответом 35 % студентов первокурсников, большинство назвали себя неверующими, что составило 41% [1, с. 127; 2, с. 212-213]. Среди студентов-первокурсников большинство считают себя неверующими. Высокий процент декларирования атеистических позиций среди студентов-первокурсников можно объяснить «не только аксиологическим и мировоззренческим поиском, но сложными отношениями с родителями, протестом против модели поведения родителей или их ценностных ориентаций» [2, с. 213].

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

В предложенной студентам-первокурсникам анкете, содержался вопрос о религиозной принадлежности, при этом участники опроса сами должны были написать кем они себя считают. Атеистами себя назвали 31 % опрошенных студентов-первокурсников, что явно не совпадает с количеством студентов, назвавших себя неверующими (49%). Православными, католиками, баптистами и христианами себя считают только (26 %) опрошенных, что практически соответствует позиции верующий. Неопределившимися назвали себя 25 %, агностиками 13%, 1 студент позиционирует себя приверженцем пастафарианства (таблица 1). Данное несоответствие можно объяснить религиозной безграмотностью и индифферентизмом современной молодежи, а также существующим изменением содержания понятия «православный», т.е. «православие отождествляют в большинстве случаев с национально-культурной идентичностью, а не с религиозной, которая определяется религиозными верой, моралью, ценностями» [3, с. 187].

Таблица 1

Распределение респондентов относительно определения религиозной самоидентификации

Согласно результатом опроса посещают богослужения один раз в год 24 % студентов-первокурсников, несколько раз в году 8 % (таблица 2). Никогда не посещают богослужения 64 % опрошенных студентов. Гораздо меньше студентов-первокурсников читает религиозную литературу и соблюдает пост. Результаты исследования показывают, что никогда не читали религиозную литературу 88 % опрошенных и 95% никогда не соблюдали пост (таблица 2). Показатели частоты молитвы среди студентов-первокурсников распределяются следующим образом, никогда не молятся 74 % от общего числа респондентов, один раз в неделю и чаще только 10 % опрошенных (таблица 2). 5 % молятся несколько раз в году, 4% раз в год и реже.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.