Всем доброго времени суток! Сразу хочу предупредить, в данной статье будет исключительно мое субъективное мнение, и если Вы с ним не согласны, то я буду только рад выслушать Вашу точку зрения.
Ну что ж... Начнем-с
Начну, пожалуй, не с самой веселой ноты, но тем не менее. 5 мая 2019 в аэропорту Шереметьево произошла в какой-то мере первая авиакатастрофа нынешнего нацпера "Аэрофлот" (Я не беру авиакатастрофу А310 под Междуреченском в 1994 и 737-го в Перми в 2008 ибо в обоих случаях рейс выполняли дочки "Аэрофлота") с участием самолета российского производства SSJ-100 (б/н RA-89098).
Буквально в тот же вечер из различных газет посыпались благодарности пилотам, мол, герои, посадили горящий самолет, все равно спасли 30 человек и тд. "Обожаю", когда так говорят. Прошло пару часов с момента авиакатастрофы, а СМИ уже знают причину падения и виновных. Ну да ладно. Так уж вышло, что на следующий день я должен был лететь из Воронежа в Москву. Так как я приехал задолго до вылета, регистрация на мой рейс еще не успела начаться, и по этой причине я решил пойти на стойку информации и спросить, когда я смогу получить свой посадочный. Но меня обогнала некая женщина. Как выяснилось, она летела моим рейсом и хотела поинтересоваться, какой самолет выполняет рейс (Точнее, не Суперджет ли). Я как-то был не особо удивлен, ибо это в целом свойственно пассажирам, не разбирающимся в авиации. Но! Ладно она б только спросила про самолет, нет, что вы, мадам начала высказывать все свое мнение о Суперджете, говоря, что это ужасный самолет, авиакатастрофа случилась именно по этой причине, его надо запретить, как книги Булгакова в середине 20-го века и т.д. и т.п., аргументируя все выше сказанное тем, что она 10 лет назад занималась авиаперевозками в Белгороде и по сей причине знает все об авиации... Ну что могу сказать, я только пытался сдержать смех и бомбежку внутри себя, учитывая по крайней мере то, что 10 лет назад в Белгороде не было ни нормального аэропорта, ни тем более СУПЕРДЖЕТА. Но наш народ не переубедить. В какой-то степени за это надо сказать огромное спасибо нашим СМИ. Ей в след я тонко намекнул, что надо дождаться результатов расследования, но в ответ лишь получил испепеляющий взгляд в мою сторону. Слава Богу, сидела она не вместе со мной.
Так к чему это я? А к тому, что после авиакатастрофы на протяжении, наверное, месяца мне было действительно жалко как "Аэрофлот", так и Суперджет. Все потому, что чуть ли не каждые 2-3 дня СМИ находили какой-либо инцидент с SSJ-100, будь то возврат в аэропорт вылета или прерванный взлет, и просто поливали его дерьмом в каждой статье. И плевать, если аварийную посадку в Самаре, если мне память не изменяет, произвел Boeing B737-800, а пишут, что сел Суперджет (К сожалению, я не смогу найти эту статью, ибо прошло уже немало времени, но было и такое).
С одной стороны, понятна цель журналистов - вселить в людей некий страх, ведь пуганым народом управлять-то значительно легче. Но с другой - зачем так гадить на репутацию российского самолета? Я не говорю, что он идеальный, нет, и у него куча недостатков, но вот... нелогично все получается. Государство всеми силами пытается его распиарить на внутреннем и внешнем рынке, а СМИ - наоборот.
Я не имею ничего против Суперджета и нового МС-21, который все еще не может "примерить" двигатели ПД-14, но отчасти из-за сказанного выше я и считаю, что в стране, в которой народу внушают, что новые отечественные самолеты дно, маловероятно развитие гражданской авиации. Недавно я наткнулся на "прекрасный" комментарий под видео посадки Суперджета. Цитирую: "Не дай Бог летать на самолетах российского производства. Только Боинги и Аэробусы!"
А теперь давайте подумаем, из-за чего же у человека такое отношение к SSJ-100... Сказать по этому поводу мне больше нечего... Но Вы думаете, авиация в России сможет развиваться, если к ней такое отношение у народа? Не думаю.
Ладно. Перейдем ко второй части Марлезонского балета.
Так уж получилось, что я связан с малой авиацией в России - летаю на планерах. Для тех, кто не знает, планер - небольшой самолет без мотора, который может летать на довольно-таки немаленькие расстояния засчёт своего аэродинамического качества. К примеру, самый распространенный планер в России - SZD 48-2/3 Jantar Standart
Планерный спорт в России мягко говоря плохо развит, это чисто любительский вид спорта, ибо денег в нем нет, а летают чисто из жажды полета.
Так вот. В Союзе планерный спорт поддерживали, закупали планера и тд, был Центральный Планерный АэроКлуб (ЦПАК), расположенный в Орле, что-то наподобие местной Мекки для планеристов. До 2015, ежели не ошибаюсь, года все еще держалось на плаву, ибо тогда руководство клуба было хоть как-то заинтересовано в процветании данной организации. Но потом начался откровенный трындец. Руководство сменилось, владельцами стали чиновники Росавиации, которым планеризм не нужен был от слова совсем. Как итог, клуб за 2-3 года в какой-то степени разрушился... Радует, сейчас его начинают восстанавливать, а на крайнем чемпионате России даже летала пара орловских планеров.
А теперь переместимся за 250 км на восток в Липецкую область в город Усмань. Там в 2013 был создан аэроклуб "Сапсан", владельцем которого является местный планерист.
Там есть все необходимые условия для проживания и элементарного времяпровождения. Но что самое интересное, это все было построено за пару лет, и уже в 2016 здесь прошел из этапов Гран-При по планерному спорту, второму по приоритету соревнованию после чемпионата мира. Также здесь Гран-При проходило в 2018 и запланировано на август 2020.
Так к чему я это все рассказываю?
А к тому, что ничего дельного не выйдет, если ты хочешь что-то делать исключительно ради получения выручки, что в целом и наблюдается в производстве МС-21 и Суперджета. Проблема заключается в том, что если идея не стоит в приоритете, а занимает вообще последние места, то ожидать чего-то хорошего не стоит. Именно поэтому я считаю, что пока в России в авиации все делается ради денег, у нее будущего нет и не может быть. Это мое субъективное мнение, оно может и отличаться от Вашего, но тем не менее считаю необходимым с Вами этим мнением поделиться.
Если у Вы считаете иначе - пишите в комментарии, верите ли Вы в счастливое и безоблачное будущее российской авиации или нет.
И конечно же спасибо за внимание!