В современных реалиях довольно-таки часто мы сталкиваемся с термином «джихад», которое в медиа-пространстве, как правило, предстает исключительно в негативном ключе.
Что же собой представляет джихад на самом деле?
В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто.
На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого слова.
Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциироваться с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями терроризма.
Арабское слово «джихад» в переводе означает «борьба на пути Всевышнего». То есть джихад мы можем определить как борьбу, которую верующие ведут на пути Аллаха.
С арабского языка, слово «джихад» переводится как борьба со злом и несправедливостью. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории – малый джихад и большой джихад.
В связи с этим возникает вопрос, с кем или с чем ведётся данная борьба, в каких условиях и какими средствами.
Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом и своим внутренним «я».
Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, против наущения дьявола, иными словами борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств.
Его можно разделить на несколько видов:
Джихад сердца – индивидуальная внутренняя борьба человека со своими пороками. Данный вид джихада требует наибольшего усердия со стороны верующего, так как сложнее всего, зачастую, бороться именно со своими внутренними недостатками.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Самые любимые и близкие для меня в День Суда будут те из вас, у кого наилучший характер» (хадис привёл ат-Тирмизи).
Джихад руки – действия верующего, направленные на воспрепятствование совершению какого-либо греховного деяния другим верующим. Совершая джихад руки, верующий мешает своими действиями другому человеку совершить какой-либо грех, тем самым уберегая его от запретного и обретая награду для себя.
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Помогайте своему брату обидчику или обиженному». После чего один человек спросил о том, как можно помочь человеку, который является злодеем, на что Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Не давать совершить ему злой поступок – это и есть помощь» (Бухари).
Джихад языка – действия верующего, направленные на словесное предостережение и просвещение (дагват) других людей. Совершая джихад языка, человек пытается словами убедить другого отказаться от совершения греховного, приводя ему доводы и аргументы в защиту своей позиции.
В одном из хадисов говорится следующее: «Твоя улыбка брату мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака…» (ат-Тирмизи).
Джихад - это так же, любое усилие или усердие в работе и учебе, «джихад познаний» — изучение наук и эрудиция.
Ведение духовного джихада, будучи повелением Господа, несёт в себе множество благ для людей как в мире нынешнем (так как он способствует морально-нравственному совершенствованию человека), так и в мире вечном (поскольку верующий, по воле Аллаха, за своё усердие обретёт награду от своего Господа).
В жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.), приведённом Абдуллой ибн Масудом, говорится: «Однажды я спросил посланника Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Молитва, совершаемая в установленное для неё время». Я спросил: «А потом какое?» На что получил ответ: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха» (Бухари, Муслим, Ахмад). По мнению подавляющего большинства богословов, здесь подразумевается именно большой джихад.
Так же "Великий или Большой джихад", то есть духовный ставится, гораздо выше "малого джихада" в подтверждение этого есть слова пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует): "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду Великому"
Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы - это одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Однажды к пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) подошел один человек и попросил его. Что бы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?», тот ответил: «да живы». Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад, заботясь о них и ухаживая за ними».
Как сегодня не хватает такого джихада нашему обществу!
Дети оставляют своих родителей в домах престарелых, не понимая, какой пример, они показывают своим детям. Неуважение старших граждан. Родители бросают своих детей при рождении.
Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивая свою семью, относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей, так как указывает на это АЛЛАХ И ЕГО посланник. Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина. Как говорил пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), «Наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье».
Джихад - это, когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом.
Большой джихад – это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпал деньги, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению - не забрал выпавшие деньги себе.
«Джихад против своих пороков является самой сложной формой джихада., так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии» - сказал Аль Газали.
Таким образом, любое усердие на пути Господа миров, которое является составной частью большого джихада, способно привести человека к счастью в обоих мирах.
Однажды пророка «Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) « спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и тем более действия приносящие вред другим людям.
Всевышний Аллах в священном Коране призывает не убивать себя и невинных людей. «Если кто-нибудь прольет кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Аллахом»- (Коран)
Малый джихад – это борьба с оружием против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют из домов и делают их рабами. В этом случае, каждый мусульманин обязан защитить себя свою семью и страну от врагов.
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во времена военного джихада. В частности этот закон запрещает убийство стариков, женщин и детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях.
Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах.
Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада – черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожие истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама тоже упоминается в Коране.
Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это не джихад на пути Аллаха. Таких людей нельзя назвать мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а так же невинных людей. Потому что, самоубийство – это смертный грех перед Аллахом.
Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем, ни повинных людей – это ужасное преступление против народа и против ислама.
Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе
Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.
В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.
В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.
Терпения, мудрости всем в делах
использованы материалы:
выдержки из статьи имама Ильяса хазрат Сулейманова
сайт: ru.wikipedia.org›Джихад
источник: Энциклопедический словарь. Ислам. Джихад.
источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Джихад.
источник: Что такое джихад? © Русская Семерка