Для начала разберемся, что такое "эффект плато". Рано или поздно игрок упирается в своеобразный "потолок": прогресса нет или того хуже - идет регресс. Разбираемся, как преодолеть этот этап игрокам низкого и среднего уровня мастерства.
Очертим, исходя из статистики, какое же эло нас интересует. Используем данные из League of Graphs на сервере СНГ:
Что из этого следует? Находиться на эло Серебра и Золота в некоторой степени нормально, это среднее мастерство игроков.
Чем больше игроков на сервере находится, тем больше среди них людей с прекрасными и плохими игровыми навыками. Это логично, с этим поделать ничего нельзя. Зато каждый в отдельности может улучшить свои показатели, если захочет. Другое дело, что не каждый хочет для этого трудиться, да и самый низ эло-лестницы все равно кто-то должен занимать, потому Лига Легенд игра соревновательного типа.
Так как исправить ситуацию?
1. Определите, для чего вы вообще заходите поиграть в соло-ку.
Скучно в обычном режиме? Хочется быстрее продвинуться вперед? Забавно наблюдать за пыхтящими от усердия игроками? Не можете просто взять и остановиться? Или что-то совсем иное?
В первую очередь нужно разобраться с вопросом мотивации: а хотите ли вы вообще работать над собой как игроком? Уверены ли вы, что готовы потратить несколько недель на кропотливый труд и сосредоточенную работу? Или все же вы просто пришли получать удовольствие, а ранг здесь дело прикладное?
Было бы странно ждать, что от игры "по фану" в соревновательной очереди ваш уровень мастерства будет бесконечно расти вверх. Это совсем не так. Чем дольше вы сидите на одном эло, чем больше часов в день вы проводите в игре, тем хуже вы играете. Среднестатистически. Поэтому если вы все-таки возжелали исправлять недочеты в своей игре, прежде всего придется принять, что вы не профи, эффект плато сам по себе нормален для любых сфер жизни, что верхушку лестницы тоже кто-то должен заполнять, а ради этого придется сосредоточенно и спокойно идти через пот, кровь и слёзы. И чем ниже ранг, тем больше труда придется приложить.
2. Когда все-таки вы дойдете до стадии принятия, начинается самая занудная часть работы: поиск и фиксирования на бумаге/экране своих недостатков. Возможно, их будет очень много, но какие-то будут влиять на игру сильнее всего.
Призываем на помощь статистические данные, смотрим свои реплеи, просим друзей с хорошим мастерством повыше тыкать пальцем в ошибки, особенно в хронические.
Вот список типичных для низкого эло слабых мест: плохой фарм, плохой показатель обзора (варды и деваринг, установленные тотемы контроля), прилипание к своей линии (отсутствие роама/роума - смещений на другие линии), непонимание важности и градаций объектов, неумение таймить (засекать в голове время перезарядки) саммонерок и спелов, незнание рэйнжей (дальности автоатак и умений) и способностей персонажей, нежелание овладевать навыком игры на 2-3 позициях, непонимание своей задачи в игре, неправильное позиционирование, неграмотное принятие глобальных решений на карте, низкий процент попаданий умениями, плохой контроль маны на лайн-фазе, неумение фризить лайн, невозможность предугадывания смещений лайнера и лесника, игнорирование миникарты (нежелание/не способность смотреть на нее до 40% игрового времени - но 40% это уже уровень проф.игрока), нежелание взаимодействия с другими игроками, неумение предсказывать поведение врагов во время командного сражения, неумение доджить (избегать ударов врага), неумение кайтить, низкий урон, непонимание ситуативности каждого отдельного билда (сборки: кому, когда, зачем, почему, в какой последовательности), отвратительный пул (наигранные чемпионы) и - самое главное! - ТИЛЬТ и СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ИГР В СУТКИ.
Многовато будет, правда? Часть проблем уходит просто с нарабатыванием опыта. Например, какой чемпион что и в какой последовательности кастует, появляются наигранные чемпионы (пул), начинается понимание игры (например, убили всех врагов - сделали что-то важное). Всем нам нужно время научиться чему-то.
3. А здесь начинается испытание на терпение. Наращиваем по одному навыку в неделю.
То есть, одну неделю вы тренируете добивание крипов. Стараемся играть как можем, не выжимаем из себя силы на все остальное, а вот над крипстатом на стадии линии кряхтим и стараемся. И стараемся понять, почему же это так важно. Спойлер: даже если вы отдали одно убийство, но существенно обгоняете его по фарму, вы не только нивелировали эти 300 голды, а даже перегнали.
Следующую неделю стараемся приучить себя к миникарте. Эталон - секунда через секунду чередовать происходящее на большой карте с мини-картой.
Для начала прекрасно будет вообще научиться туда опускать глаза, чтобы видеть, кого на хватает на линиях. Тогда разборки на тему СС (враг вне поля зрения) будут появляться в чате на 20% меньше (вам просто не понадобится посторонний сигнал, сами заметите).
А если еще для контроля происходящего под носом еще пинк-вард поставить - то жить будет еще проще - уже понятно, в какую сторону ушел враг, кого из союзников он пошел убивать или - наоборот - кто идет по вашу душу.
Вот так шаг за шагом можно улучшить свою игру, если ею заниматься с умом, а не пытаясь делать хорошо все и сразу, распыляя силы и время в никуда. На самом низком уровне мастерства достаточно просто самому раскидывать врагов (попадать умениями), хорошо фармить, не умирать просто так, тыкать по башенкам в нужное время. Вы довольно быстро ощутите прогресс.
4. О чем еще следует помнить?
Это подбор чемпионов на каждую отдельную линию для каждого отдельного игрового патча. Если чемпиона сильно занерфили, не стоит тут же бежать в ранговую и проверять, больно вы получите по тыкве или так себе. Сначала проверить в парочке обычных игр, потом уже брать в соревновательную очередь.
Покорение эло-лестницы с самого дна выглядит примерно так: убей их всех.
Для этого нужно понимать, какими чемпионами легче всего устранять всех соперников. Какие из них имеют тонны массового урона. Какие в этом патче бьют очень больно, какие чемпионы, наоборот, перестали наносить урон. Какой чемпион подходит именно вам.
Например, считается, что на роли поддержки очень сложно поднимать ранг, стартуя в гордом одиночестве. Выход есть из любой ситуации. Например, Бренд в саппорты. У него отличный массовый урон, он прекрасно бьет и по тонким, и по жирным целям, а если собрать ему Рилай, то никто еще и не уйдет. Главное, не забывать, что на вас еще лежат саппортские обязанности - протект товарища с линии, работа с виженом.
Или взять нижнюю линию. Мисс Фортуна. Прекрасный массовый урон, замедление, повышение скорости атаки и скорости передвижения, изнуряющая Q на линии.
На самом деле любой чемпион может стать имбой в ваших руках на низком эло, если вы хороши на нем. Даже Бард.
Потому что высокий уровень игры не контрится ничем, если оппоненты играют значительно хуже. Так что пробуем, ищем, читаем патчноуты, стараемся, думаем головой.
5. Последнее, самое сложное.
Никогда не тильтуйте. Не сдавайтесь. На самом деле очень низкий процент игр на низком эло нельзя развернуть, сыграв от невнимательности или жадности врага.
Эксперты советуют уделять тренировкам не больше 4 часов в день, а если тренироваться в ранговой (хуже играть вы не будете), то терять лп становится совсем неприятно. Поэтому стараемся, даже если все кажется безнадежным. Заодно будете тренироваться играть из отставания - из преимущества-то куда легче. Да, тяжело - надо искать, где взять денег на предметы, надо хорошо читать карту, надо ловить на ошибках, при этом еще нельзя ругаться в чате, стоять афк, нервничать и пить кровь тиммейтов.
Понять, сколько сил отбирает тильт, можно только прервав его. Остановить словесные баталии в чате, не позволять настроению влиять на уровень игры, брать перерывы в игре, не терять веру в себя.
Главное, помните: вы пришли поднимать СВОЁ мастерство, ошибки других вас не касаются (если речь не о врагах, конечно). Делайте все максимально хорошо, результат не заставит себя долго ждать. Чем меньше груз ваших ошибок, тем быстрее вы пробьете себе путь наверх.
Удачи на полях правосудия, призыватели!