Найти тему

Как научить ребёнка различать право и лево: три подсказки

Оглавление

Если для нас нет трудностей в понимание того, где лево, а где право, то для маленького ребенка это целая проблема. Изучив нюансы и восприятие данного навыка детьми, мы создали небольшую статью, где расскажем об этапах и играх, помогающих овладеть этой способностью быстрее. Три забавных и простых упражнения, не только научат новому, но и помогут с удовольствием провести время с ребенком.

Как различаете лично вы: где право, а где лево? К примеру, можно вспомнить, какой рукой пишите. Или, например, может быть ориентир – шрам на пальце. И можно тайком на него поглядывать, чтобы не ошибиться.

Смешно, но это работает у взрослых, а что делать детям, они-то и ручку не знают, как держать, и шрамов у них, к счастью, нет. Дать ответ на вопрос, в какую сторону нам нужно повернуть, для них нерешаемая дилемма. Он, конечно, может угадать: если не направо, то, наверное, налево. Здесь только два варианта.

Владение этим знанием обязательно – оно пригодится в жизни. Многие родители, как и педагоги, с неожиданностью принимают то, что приобретение навыков «право-лево» состоит из целого комплексов упражнений, формирующих способность поэтапно. Не мечтайте, что, объяснив раз, маленький ребенок сразу все поймет. Процесс рассчитан на несколько комплексных упражнений, где также важно закрепление материала.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Что такое «лево» и «право»

Вначале ребенок сталкивается с тем, что в одном пространстве вместе с ним есть стороны, одна из которых названа «право», а другая «лево». Идея не появляется просто так, даже если взрослому человеку это покажется очень простым делом. Ребенку, который еще недавно без проблем жил без этих координат, потребуется время для привыкания к существующей разнице, имеющей некий особый смысл.

Различие понятий «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваиваются сами по себе, даже на уровне проприорецепции (пространственное положение частей собственного тела на уровне ощущений). Так как наше тело занимает разное положение относительно этих направлений. Что касается «лево» и «право» – они симметричны, и до определенного возраста ребенку просто не понять, почему практически одинаковые определения имеют разные значения.

Будучи взрослом образованным человеком, все равно потребуется время, хоть и доли секунды, на определение верха у дома (крыши) или низа (первого этажа). А если спросить, где левый угол дома, а где правый, потребуется еще больше времени на формирование ответа.

Для лучшего понимания «право» и «лево» подойдет регулярное применение этих понятий в повседневных разговорах. Причем в этот момент следует показывать рукой в нужном направлении. Не надейтесь на моментальный результат. Сначала ребенок только осознает, что стороны могут быть разными, и у каждой есть свое название.

Работа для памяти

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
После принятия того факта, что существуют две стороны, «право» и «лево», потребуется выучить, в где они находятся. Когда навыки еще не наработаны и не автоматизированы, рекомендовано применять типовые подсказки. Ими пользуются многие взрослые, чтобы не запутаться в сторонах, и это может быть что угодно.

1.Визуальные подсказки.

Например, родинка на запястье правой руки до 16 лет мне служила ориентиром того, где моя левая рука, на ней еще носят браслет и часы, а на пальце правой – обручальное кольцо. Для более оригинальной подсказки подойдет способ сложения большого и указательного пальца в виде латинской буквы «L». Именно левая рука здесь будет показывать правильную букву.

2.Кинестетические подсказки.

Предложите ребенку вспомнить, в какой руке он держит карандаш или ложку (подойдет для правшей). Если у вас мальчик, спросите, какую руку он протягивает, чтобы поздороваться. Такого рода мышление помогает развитию проприоцептивной дифференциации – способности отличать вещи с помощью внутренний телесных ощущений. Именно такой навык позволяет не использовать подсказки, связанные с визуальным запоминанием.

3.Логические подсказки.

Уже читающему ребенку можно показать, что первая буква в слове находится слева, а последняя – справа, и никак не иначе. Стоит выучить это правило, и можно будет представить в нужный момент любое слово, чтобы моментально ориентироваться: где начало, а где конец. Аналогично, можно показать пример написания слов, которые мы, кстати, пишем слева на право.
Постепенному запоминанию определений сторон без использования подсказок помогут различные способы:

  • Танцы или боевое искусство. На уроках, тренер обязательно корректирует действия учеников четкими указаниями.
  • Подвижные «игры с обманом». Суть игры – в выполнении правильного действия, следуя инструкции ведущего, который говорит «поднимите левую руку», «повернитесь направо», и сам же выполняет действия, и в определенный момент его слова с действиями расходятся. Нужно будет следить за словами ведущего, но не следует повторять за ним неверные движения. Проигравший становится ведущим или выбывает.
  • Графические диктанты. Их можно придумать, или поискать в интернете, чтобы было интереснее. В результате их использования получаются удивительные картинки.

Пространственное мышление

Например, находясь напротив человека, скажите: «Машина припаркована справа». Он посмотрит после этого по обеим сторонам. Это связано со сказанной фразой: справа – это с его стороны или с вашей? Если того же человека переместить на турник вверх ногами, то ему еще сложнее будет понять собеседника – путаница только усугубится.

На этом примере продемонстрирована теория относительности таких понятий, как «справа» и «слева». Если вам трудно представить и оценить, что сейчас видит другой человек, займитесь пространственным мышлением. По-другому это называется «переворачивание предметов в голове».

В детском возрасте сложно дать определение и назвать правильно симметричный объект левым или правым. Именно поэтому надевают тапки не на те ноги, а варежки на руки. Для них эти предметы идентичны – они одинакового цвета, размера, формы, а значит, никакой разницы нет.

Постепенное развитие пространственного мышления поможет увидеть и понять разницу быстрее. Ниже представлен список занятий, помогающих освоить сложный навык:

  • Нестандартные лабиринты.
  • Пять уникальных заданий на пространственное мышление.
  • Задачки на 3D-мышление.
  • Тетради «Кубометрия 3D».
  • Задания, связанные с проекциями домиков.

Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebyonka-razlichat-pravo-i-levo-tri-podskazki/