Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября.
Это первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира.
Событие праздника
Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы.
Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными.
Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя.
Они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. В положенное время у них родилась дочь, которую назвали Марией.
Народные традиции
По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник.
Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы, тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.
Иконы
Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.
Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси
Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках по всей Руси. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам.
В Ферапонтовом монастыре сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия.
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями в 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.
В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Путинках в Москве (церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города). Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. В 1648 г. сгорела и затем была построена в камне. Здание построено в стиле «русского узорочья».
Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры представляет собой узкий, вытянутый поперечно четверик, завершенный тремя шатрами. Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку. В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные карнизы, характерные для XVI века.
После закрытия храма в 1938 г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. была проведена его комплексная реставрация. В 1990 г. храм был возвращен РПЦ.
Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.