Решение о том, что Нижнему Новгороду выделят 38,6 миллиарда рублей на развитие общественного транспорта, почти принято. И 23,6 миллиарда из этой суммы предназначено на развитие трамвайной инфраструктуры.
Это ровно то, о чем предупреждали дзержинские активисты, когда вели свою, не побоюсь этого слова, героическую самоотверженную борьбу за сохранение трамвая в городе химиков. Они указывали на то, что во всем мире происходит возвращение трамвая в качестве важного элемента общественной транспортной инфраструктуры.
Говорили о том, что современный трамвай экологичнее, экономичнее и удобней в использовании гражданами, что он вполне конкурентоспособен, если сравнивать его с автомобильным или троллейбусным вариантом перевозки пассажиров, что во всем мире наблюдается тренд по возвращению трамвая в города.
Да, в Европе в конце XX века трамвай убирали, снимали рельсы. В начале XXI века эти рельсы снова прокладывают – и это уже другие рельсы, по которым ходят другие трамваи. По-иному организована транспортная система города, где трамваи и автобусы и другие виды городского общественного транспорта заранее, по продуманной схеме берут на себя определенные части пассажиропотока. Все это по-умному распределяется и регулируется с помощью компьютерных сетей. И поэтому общественный транспорт в европейских городах, безусловно, важная востребованная часть общественной инфраструктуры. Удобнее проехать на трамвае, чем заказывать такси или выруливать на своем собственном автомобиле.
Те, кто принимал решение по дзержинскому трамваю, к этим доводам были абсолютно глухи. Дело в том, что это были люди, которые мыслят не категориями общественной пользы и общественного технологического развития, а соображениями личной выгоды.
Решение принимали люди, которые являются выгодоприобретателями, как теперь говорят, бенефициарами перевозок на маршрутках – и им не нужен был трамвай как конкурент.
Решения принимали люди, которые хотели получить землю под трамвайными путями. Так, в Дзержинске есть участок, где трамвайные пути шли рядом с границей городского парка культуры и отдыха. Когда трамвайные пути сняты, они получают теоретическую возможность прибрать к рукам освободившийся участок и построить там какие-нибудь торговые павильоны.
Планы такие были. Слава богу, они пока не осуществились. Но это только потому, что судьба за будущее дзержинского трамвая так и не прекращается, несмотря на то, что уже убрали и рельсы, и провода. Есть люди, которые настаивают на том, что принятое решение не может быть окончательным и бесповоротным и трамвай городу нужен.
А он действительно нужен. Когда не стало трамвая, стало очевидным, что оголились некоторые направления, по которым ранее направлялась значительная часть городского пассажиропотока. Маршруткам там ходить неудобно или невыгодно. Поэтому есть целые участки, в том числе в центре города, где на протяжении километра, двух, трех можно передвигаться только пешком – раньше здесь ходил трамвай, а теперь никаких маршруток вы не дождетесь.
Пенсионер вы, больной человек или у вас малолетние дети – придется идти пешком и по дождю, и по слякоти, и по зимней стуже, и по летней жаре. Жители очень хорошо прочувствовали эту проблему и высказывают недовольство. Но пока ситуация с дзержинским трамваем остается без изменения. Принимать обратные решения и возвращать трамвай в город никто не спешит. Очень жаль.
И то, что такой большой федеральный проект с таким серьезным финансированием, в том числе направленный на восстановление трамвая в качестве полноправного участника общественного транспортного сообщения в десяти российских городах, проходит мимо Дзержинска, мне кажется несправедливым и незаслуженным.
Дзержинцы своей активной и твердой позицией, направленной на сохранение трамвая, как раз и заслужили, чтобы им этот вид общественного транспорта вернули в первую очередь. Тем более что Дзержинск это часть нижегородской агломерации.
Возвращать трамвай в Дзержинск необходимо. Возможно, проведенный демонтаж путей и проводов будет при этом даже определенным плюсом – это даст возможность развивать инфраструктуру трамвая сразу по новым технологиям.
Могут быть сомнения насчет необходимости тянуть трамвайные линии в промзону – все-таки сегодня не советские времена, когда 300-тысячный город каждое утро ехал на заводы. Но сегодня слишком заметным стало то, что умерла огромная транспортная артерия, проходящая через весь город. Ничем, кроме трамвая, реанимировать ее не получится.
Дмитрий Кривцов