Найти тему

Курган. В ожидание пробуждения

На территории юго-запада России находиться множество различных памятников древнейших эпох. Руины древнегреческих городов, когда-то цветущих и кипящих жизнью, а теперь опустевших. Загадочные дольмены, ставшие последним пристанищем затерявшегося во тьме времён народа. Всё это привлекает к себе внимание и хорошо исследуется. Но кроме этих памятников есть и другое наследие, оставленное нами кочевниками - это курганы.

Надо сказать, что курганы - это объекты которые также подвержены исследованию и вниманию со стороны учёных. Но то ли курганов слишком много, то ли учёных слишком мало, но так сложилось, что те из них которые расположенные в регионе побережья азовского моря, являются объектами мало исследованными, находясь при этом на всеобщем обозрение. Часто это просто небольшой, неестественно выглядящий холм посреди поля, на котором может стоять столб линии электропередач или просто расти трава. И таких небольших холмов множество, все знают что это сарматские курганы, но на этом дело и заканчивается.

Почему же древние кочевники оставили нам именно такое наследие?

Смерть - это то, что постоянно сопутствует человечеству на протяжению всей его истории и отношение к ней различных народов отличалось, но отношение к умершим всегда занимало важное место, особенно среди народов древности, так что многие дошедшие до нас памятники древнейших эпох это место захоронений.

Если древние египтяне для этой цели воздвигали величественные пирамиды, жители Кавказа строили дольмены, то кочевникам, тоже желавшим оставить память о своих знатных потомках, строить особенно было не и с чего, но если так сложилось, ведь всегда можно просто накидать огромный холм.

Небольшой курган
Небольшой курган
Рассказывая в дальнейшем о погребальном обряде западных скифов, я буду делать это с точки зрения современного обывателя, несколько в упрощённой форме, опираясь на свидетельство древнегреческого историка Геродота, которое нашло определённое археологическое подтверждение.

Представим, что кто-то в племени умер от болезни или от старости, какой-нибудь знатный уважаемый человек или даже сам царь. И что с ним делать?

Лето, жара, степь. Лучше всего конечно сразу закопать, но стоп. А по прощаться с округой? Всё-таки столько лет кочевал, а тут сразу в землю, нет надо ещё разок всё обойти. Тело определённым образом бальзамировали... Ну вытаскивали там внутренности и набивали его пахучими степными травками.... У египтян это, наверное лучше получалось, ну тут уж использовали подручные средства.

Ну а потом сорок дней на телеге кататься по степи, тут уж не отвертишься. Хорошо если зимой, летом-то в жару никакие травки не помогут.

Получается тело за это время неплохо так сгнивало. Наверное в этом тоже был какой-то свой сакральный смысл. Если речь идёт о царе, в знак траура всё племя протыкало себе левую руку стрелой, (правая могла пригодиться) стриглось и стеная ходило следом за телегой с телом, оплакивая царя. Ну это наверное чтобы каждый как следует прочувствовал боль утраты.

Через сорок дней тело торжественно хоронили. Выкапывали центральную могильную яму квадратной формы, ниже уровня грунта и обустраивали её определённым образом. На подстилку клали тело царя, и сооружали ему как бы палатку.

Примерная схема устройства кургана скифов
Примерная схема устройства кургана скифов

Надо сказать, что скифы верили в то, что смерть это не навсегда и наступит такой день, когда умерший царь вновь оживёт. Оживёт, а под рукой никого и ничего и нет, нехорошо получится, царь всё-таки.

Чтобы всё необходимое было под рукой, с царём захоранивали одну из его наложниц, виночерпия, повара, конюха, иногда оруженосцев с оружием, слугу вестника. Хоронили всех их в боковых ответвлениях в богатых одеждах, чтобы были подстать царю. По задумке они должны были пробудиться вместе с ним. Там же, поблизости, находились и любимые кони, ну и кое-что из золотишка.

Ваза из кургана Чертомлык
Ваза из кургана Чертомлык

Заживо конечно никого не хоронили, не стоит думать о скифах так плохо, всех предварительно убивали.

Уж не знаю возили ли их тоже сорок дней по степи, но тем ни менее все эти люди составляли собой так сказать свиту царя на момент его воскресения. При этом в понимание скифов жизнь после этого должна была пойти своим чередом, ну там куда без женщины, а может вина захочется, покататься там на лошади...

Живущие поблизости греки конечно про всё это знали, но надо сказать, относились ко всему этого без особого понимания, ведь своих соседей они даже варварами не называли, так одним словом, скиф.

Такая форма погребального обряда с небольшими изменениями была повсеместно распространена у кочевников центральной Азии в течении длительного периода времени, хотя исторически обряд этот восходит именно к скифам.

Интересно, что подобный погребальный обряд весьма похож на то, что происходило с древнеегипетским фараоном. Тут насыпали курган, там строили пирамиду, тут и там бальзомирование. Тут и там покойник идёт на тот свет не с пустыми руками, а ещё забирает с собой свиту и имущество. Многих фараонов хоронили примерно в одной местности, у западных скифов такая местность тоже была. В обоих случаях есть расхитители гробниц, проникающие в захоронение и забирающие себе вещи покойных.

В случае со скифами это часто бывали свои же, возможно даже те, кто принимал участие в захоронение. Делали небольшой лаз и по нему пробирались в центральный зал.

И это после столь продолжительного и эмоционального прощания с усопшим...

На самом деле конструкция кургана скифов внутри часто была ненадёжна и всё их подземное сооружение просто заваливало просевшей от дождей землёй. Поэтому действовать надо было быстро, и то, такой искатель сокровищ сам рисковал погибнуть под подобным обвалом, и такие прецеденты были. Золота добыть не удалось, но не беда, зато стал музейным экспонатом.

Нет худа без добра
Нет худа без добра

Посмотрев на всё это глазами современного обывателя, я счёл нужным добавить к этому ещё кое-что.

Нам, современным людям, сложно понять зачем возить сорок дней по степи разлагающееся тело умершего правителя и оплакивать его всё это время, следуя за его телегой.

В мировоззрении многих кочевников былых времён, вождь, царь, хан это не просто правитель в нашем понимании, а говоря современным языком "отец нации". Таким образом общество кочевников получалось одной большой семьёй во главе которой мудрый, сильный, авторитетный отец, с заботой присматривающий за каждым своим чадом. И смерть отца это самое большое горе, которое только могло случиться.

Во времена глубочайшей древности, когда и возник этот погребальный обряд, все эти действия происходили вполне себе искренне. Потеря горячо любимого вождя ввергала всё общество в глубочайший шок, боль, уныние. Даже тело усопшего не хотели сразу придавать земле, несмотря на то, что оно разлагалось, стараясь хоть таким образом как-то удержать его в этом мире. При этом искренней скорби добавляло путешествие с его телом по тем местам в которых он, казалось ещё вчера, был жив и полон сил. Ну а сегодня его уже нет...

Это было искренне один раз, а может и не один. Из этого решили сделать обычай, но ведь люди разные и вожди разные. И не все из них оплакивались искренне, и обряд превратился просто в обряд, трагедия превратилась в фарс... Люди сегодня оплакивающие по обычаю царя, уже завтра делали подкоп под курган, чтобы забрать себе его золото...

Другие материалы о скифах и не только Вы можете прочесть по следующим ссылкам:

Горловое пение. Из глубины веков до наших дней.
Пришёл, увидел, написал13 июля 2023
Скифы наши предки?
Пришёл, увидел, написал26 августа 2019
Кочевники великой степи
Пришёл, увидел, написал19 сентября 2019