Популярность онлайн-трейдинга является причиной большого числа мошенников в этой сфере деятельности. Аферисты притворяются добросовестными брокерами, обещают высокие доходы, имитируют проведение торговых операций с помощью программ-эмуляторов с единственной целью – выманить деньги у трейдеров и исчезнуть.
Вычислить псевдо-брокеров удается не всем. Опытные трейдеры знают, как важно своевременно опознать скам - проект, а новички слабо представляют себе риски, и менее ответственно подходят к выбору посредника. Потеряв деньги, жертвы пытаются вернуть их через правоохранительные органы. чаще всего безуспешно, поскольку большинство аферистов зарегистрированы далеко за пределами Российской Федерации.
Чарджбэк – самый надежный механизм возврата денег, украденных псевдо-брокерами. Процедура доступна во всех странах, обслуживаемых международными платежными системами Visa и MasterCard, а также национальной платежной системой МИР. С помощью чарджбэк средства можно вернуть, даже если жулики находятся на другой стороне планеты.
Chargeback в переводе с английского – отмена оплаты. Деньги, переведенные за товар или услугу, возвращаются плательщику. Процедуры отмены транзакции строго регламентирована, и правила разных платежных систем не совпадают. Чтобы учесть возможные подводные камни, перед инициированием chargeback важно изучить детали.
Чарджбэк в системе MasterCard
Прочитать правила проведения процедуры чарджбэк MasterCard можно в официальном регламенте платежной системы Chargeback Guide. Документ периодически обновляется, поэтому если конкретный алгоритм возврата денег от брокера-мошенника сработал один раз, нет гарантии, что подобное повторится. Перед подачей документов на чарджбэк повторно анализируйте текст регламента.
MasterCard обеспечивает платежи на всех континентах планеты. Чтобы обеспечить единообразие процедуры чарджбэк, данные в регламентах систематизированы в виде кодов и описаний к ним. Это повышает скорость обработки обращений от держателей банковских карт. Если код указать неверно или забыть про него, MasterCard не даст ход заявлению. По такому же принципу работают и другие платежные системы банковских карт.
Сроки процедуры чарджбэк в MasterCard: последний срок подачи заявления с момента с даты платежа - не более 540 дней.
Чарджбэк Visa
Основания для чарджбэк в системе Visa похожи на прописанные в регламенте MasterCard. Visa использует другую кодировку и описания оснований отмены платежа.
Регламент Visa, определяющий процедуру чарджбэк, распределен по двум документам: «Основные правила Visa» и «Правила по продуктам и услугам». Оба текста на английском языке. Существуют русские переводы, но они не точны, поэтому могут ввести в заблуждение и создать проблемы при реализации чарджбэк.
Перед подачей заявления на чарджбэк в Visa, обратите внимание на сроки:
- при удачном исходе дела деньги возвращаются заявителю не позднее 180 дней;
- оспариваются транзакции, с даты проведения которых прошло не более 540 дней;
- заявки на проведение чарджбэк принимаются, если сумма убытка составляет больше 25 долларов США.
Чарджбэк по картам МИР
С чарджбэком международных платежных систем Visa, MasterCard и его сателлитом Maestro все понятно. Если документы оформлены согласно требованиям регламентов, корпорации охотно идут навстречу клиентами и выполняют возврат платежа. В российской платежной системе МИР есть похожая на chargeback процедура, «Диспут.Плюс».
«Диспут.Плюс» описана в «Правилах платежной системы МИР». Отмена транзакции по правилам МИР имеет свои нюансы:
- возврат денежных средств выполняется в срок от 30 до 120 дней;
- сроки подачи заявления на диспут (чарджбэк) заметно меньше, чем для МПС Visa и MasterCard. Чаще всего - 360 дней.
Основания возврата чарджбэк
Регламенты платежных систем (Visa, MasterCard, МИР) включают множество кодов, по которым возможен чарджбэк. Многие из них связаны с карточными мошенничествами.Но нет кода основания возврата для трейдеров, ставших жертвами брокеров-аферистов. Объясняется это просто: практически невозможно доказать, что причиненные убытки – результат действий псевдо-брокера. Жулики так обставляют обман, будто депозит слит по вине трейдера.
Вернуть деньги от брокера-мошенника по процедуре чарджбэк возможно, если заявитель докажет банку и платежной системе, что оплаченные им услуги оказаны не полностью или не были предоставлены совсем.
Сбербанк
Сбербанк России – крупный коммерческий банк, который обслуживает десятки миллионов клиентов по стране. Количество обращений на инициирование процедуры чарджбэк здесь больше всего.
Заявление в Сбербанк можно подать по электронной почте или по адресу https://www.sberbank.ru/ru/feedback. Документы могут быть в формате jpeg, rtf, doc, docx, pdf.
Возможные проблемы:
- Ошибки в документах. Случается, что трейдер допускают ошибки при оформлении документов, и получает закономерный отказ;
- Недостаточно доказательств. Жертвы псевдо-брокеров, решившие провести процедуру чарджбэк самостоятельно, не до конца понимают ее особенности и допускают ошибки. Как правило, они связаны с недостаточным количеством доказательств правоты или неубедительной аргументацией;
- Некомпетентность и немотивированность персонала. Работники банковских учреждений нередко не обучены обрабатывать заявления на chargeback, и не хотят брать на себя ответственность.
Во избежание возникновения конфликтных ситуаций с сотрудниками банка, есть вариант подать электронное обращение на отмену денежного перевода. Если в течение 30 дней ответа от Сбербанка так и не будет, придется с паспортом идти в ближайшее отделение для установления причины задержки.
Тинькофф
Ввиду отсутствия территориальных отделений у Тинькофф банка, заявление на процедуру отмены денежного перевода подается в электронном виде. Подобная схема работы банка полностью исключает ситуации, когда по вине сотрудника документы оформляются некорректно и трейдеру отказывают возвращать деньги.
Тинькофф облегчил задачу держателям карт, опубликовав в открытом доступе образец “Заявления об отказе от операций с использованием банковской карты”. Трейдеру остается заполнить его, сфотографировать и отправить на почту credit@tinkoff.ru (если карта кредитная), или deposit@tinkoff.ru (если открыт вклад или дебетовая карта). Разумеется, необходимо также приложить доказательства.
Однако известны прецеденты, когда Тинькофф необоснованно отклонял заявления на чарджбэк под предлогом истечения срока обращения.
Альфа-Банк
Подавая заявление на chargeback в Альфа-Банке, каких-либо сюрпризов ожидать не стоит. Работники банка работают четко согласно предписаниям платежных системы. Чтобы не терять времени, трейдеру лучше лично посетить ближайшее отделение финучреждения для передачи документов.
Для достижения положительного результата, следует тщательно подготовиться, собрать доказательства: скриншоты переписки, состояния счета, торговых операций, попыток вывода средств; копии подписанных договоров, актов о выполненных работах и т.д. От количества и качества этих документов напрямую зависит конечный результат возврата по чарджбэк.
Если захотите подать электронное заявление, это можно сделать на странице “Подача претензии, связанной с платежами по карте в торговых точках в России и за рубежом”.
ВТБ
В большинстве случаев ВТБ Банк осуществляет отмену денежных переводов, четко соблюдая требования международных платежных систем. Сотрудники учреждения добросовестно проверяют заявление и представленные в качестве доказательств материалы. Но, к сожалению, известны случаи, необоснованных отказов, иногда даже многократных. Отправляя заявление в электронной форме, пострадавшие получали отписки и даже сталкивались с обманом. В некоторых ответах сотрудники банка даже утверждали, что процедура чарджбэк не предусмотрена правилами международных платежных систем!
Поэтому, если возникли трудности с выводом денег от брокера, лучше подавать заявления на опротестование платежей непосредственно в отделение банка.
Яндекс деньги
При выполнении возврата денег, переведенных на счет брокера-мошенника с использованием пластиковой карты Яндекс.Деньги, руководствуйтесь регламентом MasterCard. Эта платежная система – партнер Яндекса.
Другое дело, когда денежные средства были переведены с электронного кошелька Яндекс Деньги. В этом случае на вооружение нужно взять правила программы «Защита покупателя», которая имеет ограничения:
- срок подачи заявления на возврат ограничен 90 днями с момента транзакции;
- если вина поставщика товара/услуги доказана, средства возвращаются на кошелек заявителя в течение 30 дней;
- возврату подлежат только платежи на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Клиенту, подавшему заявление на возврат средств, дается 5 дней на предоставление доказательств правоты или документов, которые потребует прислать поддержка Яндекс.Деньги.
Киви (QIWI) кошелек
Нормативные документы Qiwi не конкретизируют правил и сроков возврата по кошелькам, в отличие от Яндекс.Деньги. Пострадавшему от мошенничества плательщику предлагается заполнить форму “Я столкнулся с мошенничеством”, приложить документы в pdf, bmp, jpeg, jpg, png или gif (не более 10 Мб). И ждать. А платежная система обязуется рассмотреть заявление в течение 30 дней для платежей внутри страны, и 60 для трансграничных платежей.
Другое дело платежи по картам АО КИВИ Банк. Большинство из них подчиняются регламентам VISA, и чарджбэк по ним возможен в соответствии с правилами этой МПС.
Документы для чарджбэк
Что именно должен включать пакет документов для подачи в банк-эмитент:
- текст и скриншоты претензий, отправленных брокеру, как доказательство попыток решить проблему мирным путем;
- два заявления: одно в произвольной форме и одно по форме банка, на русском и английском языке (если в банке есть такая форма);
- доказательства, подтверждающие заявление, в том числе скриншоты личного кабинета с суммой депозита, заявками на вывод;
- подробные описания услуг, которые брокер предлагал и не оказал фактически (скриншоты сайта, переписки).
Вернуть деньги
Ошибки в заполнении заявления, неправильные коды, недостаточная доказательная база – распространенные ошибки трейдеров, которые впервые прибегают к процедуре чарджбэк. В правилах платежных систем предусмотрено повторное обращение. Разумеется, необходимо учесть указанные банком недостатки, предоставляет новые доказательства невыполнения обязательств.
Как следует из написанного выше, далеко не все работники банков охотно помогают обманутым инвесторам. Есть прецеденты, когда добиться принятия документов удавалось через руководство отделения или центральный офис финучреждения. Приготовьтесь к тому, что на пути к справедливости придется потратить массу времени и изрядно понервничать.
Пострадавшим, которые не уверены в своих силах, не имеют времени на сбор документов и очереди в банках, лучше обратиться в компанию, специализирующуюся на чарджбэк. Юристы организации помогут собрать доказательства составят заявление, организуют переписку с банком и контролирующими организациями. Чарджбэкеры прямо заинтересованные в результате, поскольку за услуги берут процент от возвращенных клиенту денег.
Какой бы вариант пострадавший не выбрал – самостоятельное решение проблемы или обращение к профессиональным чарджбэкерам – не нужно медлить. С течением времени мошеннические дела псевдоброкера приобретают известность, и растет вероятность, что мошенники отключат сайт и скроются, После этого инициировать чарджбэк бесполезно.
Подписывайтесь на наш канал « НЭС. Возврат денег от брокеров» и ставьте «классы»!
Оставляйте комментарии, мы ценим мнение наших читателей!