Весной 1922 года советская Россия (тогда ещё РСФСР) заключила в итальянском городе Рапалло мирный договор с Германией. Он должен был, с одной стороны, прорвать экономическую блокаду советской России, инициированную странами-победительницами в Первой мировой войне, с другой — дать дополнительный импульс восстановлению экономики побеждённой Германии, страдающей от гиперинфляции и безработицы. Кроме взаимного отказа от политических и прочих претензий, Рапалльский договор включал обширную программу экономического сотрудничества. В частности, возведение германской стороной авиазавода в России. Эту задачу взялась решать немецкая компания Хуго Юнкерса.
Мощности нового завода разместили в подмосковных Филях, на территории бывшего Русско-Балтийского автозавода. Предполагалось, что предприятие, достигнув проектной мощности, будет выпускать самолёты и авиадвигатели, а также наладит производство авиационного алюминия. Финансировала проект советская сторона. Кроме военных, предполагалось производство самолётов для гражданской авиации — пассажирских, учебных, почтовых.
В конце 1922 года на заводе Юнкерса в Филях начался серийный выпуск двухместного цельнометаллического самолёта-разведчика Ju.20 (советское обозначение Ю-20). Самолёт представлял собой гидроплан с двумя поплавками и предназначался в основном для морской разведки, однако его конструкция предусматривала возможность размещения пулемёта. Было собрано два десятка серийных экземпляров Ю-20. После снятия с вооружения в 1930 году Ю-20 широко применялся при освоении Крайнего Севера, на такой машине летал, в частности, известный советский полярный лётчик Борис Чухновский.
Выпускался в Филях и разведчик Ju.21 (Ю-21), сконструированный специально для Красной армии. Этот самолёт имел возможность установки уже более серьёзного вооружения — трёх пулемётов. Всего за 48 месяцев было изготовлено 120 машин этой серии.
Но в целом сотрудничество с компанией Юнкерса по выпуску самолётов надежд советского правительства не оправдало, и в 1927 году проект был закрыт. Однако считать его полностью неудачным было бы неправильно. Мощности Юнкерса были выкуплены, и на заводе в Филях был налажен выпуск первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-3, детища прославленного советского авиаконструктора Андрея Туполева.