В этот день: 15 февраля 1907 ввод в эксплуатацию электростанции Трамвайная.
В начале ХХ века в Москве началось бурное развитие нового вида транспорта – электрического трамвая. В 1904 году Городская Дума заключила четырехлетний контракт с «Обществом электрического освящения 1886 года» на снабжение электрическим током московского трамвая. К 1907 году линиями московского трамвая потреблялось около 30 % всего производимого Раушской электростанцией тока. Но городские власти проводили целенаправленную политику по ограничению влияния частного капитала на развитие московского общественного транспорта и в 1904 году начали строить городскую трамвайную электростанцию.
2 (15) февраля 1907 года построенная Московской городской управой Трамвайная электростанция мощностью 6 тыс. кВт была введена в эксплуатацию сегодня – филиал ГЭС-1. Станция располагалась у Малого Каменного моста на берегу водоотводного канала и предназначалась для снабжения электричеством трамвайных линий. Трамвайная электростанция находится на Болотной набережной и выходит к воде протяжённым фасадом машинного зала. Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ Василия Башкирова — фасада Третьяковской галереи по эскизам Виктора Васнецова и особняка-галереи Ивана Цветкова на Пречистенской набережной. К машинному залу примыкает здание котельной, имеющее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Московского кремля, демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник». Ещё один утерянный архитектурный элемент — узорчатые 62-метровые трубы котельной, которые наряду с колокольней церкви Софии в Средних Садовниках были высочайшими сооружениями Якиманки своего времени и были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах. Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы, но память об оригинальных сохранилась в литературе. В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения
Источник информации:
http://www.mosenergo-museum.ru/History_of_Mosenergo/Historical_Review/12148/