Найти тему
О чем эта картина?

Эдвард Мунк, Больная девочка

“Ангелы страха, печали и смерти стояли подле меня с самого рождения”, говорил норвежский художник Эдвард Мунк. Он не преувеличивал: его детство действительно прошло в мрачной атмосфере близкой смерти. Когда Мунку было пять, от туберкулеза умерла его мать. И до того строгий отец стал еще более суровым и религиозным, пресекая все проявления слишком бурной радости в доме.

В тринадцать лет туберкулезом заболел и сам Мунк, но его удалось вылечить. Еще год спустя стала кашлять кровью старшая сестра Софи - и всего через несколько недель 14-летняя девочка умерла. Ранняя смерть матери, собственная тяжелая болезнь, а затем быстрое угасание сестры потрясли художника. Хрупкость жизни, постоянная близость смерти, враждебность природы стали основными темами его картин.

“Больная девочка” - первый шедевр Мунка, основан как раз на воспоминаниях о болезни Софи. Бледная, нездоровая девочка лежит на кровати. Кажется, что она с трудом дышит, а ее взгляд направлен налево, в сторону черного занавеса - кажется, больная смотрит в скрытое там лицо смерти. Рядом с кроватью сидит женщина, ее голова опущена, а поза выражает отчаяние. Это тетя Софи и Эдварда, Карен, которая заменила детям мать. Девочка и женщина держатся за руки: их соединенные ладони находятся в центре композиции, указывая на родственную и духовную близость.

Комната погружена в мрак, но лицо девочки как будто излучает свет. Несмотря на хрупкость и бледность, больная кажется умиротворенной. Женщина в черном, напротив, измучена - создается ощущение, что умирающая девочка утешает тетю, которая остается в земном мире страдать и тосковать по умершим.

Позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк увидел ее, когда вместе с отцом-врачом пришел в дом Нильсенов. Маленький брат Бетси сломал ногу и девочка утешала его со слезами на глазах. Впечатленный ее вдохновенным лицом, художник сделал несколько набросков для картины.

“Больная девочка” была представлена публике в 1886 году и почти никому не понравилась. Критики были в ужасе, называли картину незаконченным этюдом, который просто стыдно выставлять на суд людской. Возмущение вызывали непроработанность деталей (например, что ладонь девочки плохо прорисована), вертикальные полосы через полотно, грубо обработанные переходы. Но в этой работе уже виден особый почерк Мунка, его своеобразие и болезненная искренность, Прошло несколько лет и “Больная девочка” стала признанным шедевром.

Тема картины не отпускала Мунка всю жизнь. Он нарисовал шесть вариантов “Больной девочки”, которые различаются в стиле и цветовой гамме. Первая и последняя версии выставляются в Осло: ранняя в Национальной галерее, поздняя - в музее Мунка.