В предыдущих публикациях я уже касался апокалиптических мотивов в произведениях Джона Толкиена. Мы видели, что разные игроки Апокалипсиса, представленного в "Хоббите" битвой Пяти воинств изображаются гномами (иудеи), людьми (обыватели-западноевропейцы), эльфами (христиане) и орками (слугами антихриста). Но есть ли место в Апокалипсисе от Толкиена (достаточно близко отображающем библейский Апокалипсис) - России?
В ряде статей я уже говорил о Славянском мотиве в произведениях Толкиена. Но там я касался именно трилогии "Властелин колец", в котором представлена расширенная картина Апокалиптических событий. И там Россия занимает четко выраженное и определенное место. Но как же в случае с "Хоббитом"? С этим более ранним произведением? Отразил ли Толкиен Россию и в "Хоббите"?
Я считаю, что отразил. Вольно или невольно, сознавая, что делает, или же просто увлеченный написанием литературной притчи, Толкиен, из всей палитры образов - библейских и символических - выхватывает два образа, которые появляются в самом конце битвы, и которые и приносят победу. Удивительно, но оба эти образа присутствуют в Библии в качестве символа царей от Востока (Откр 16:12), которые приходят на смену падшему Вавилону. Еще более удивительно то, что оба эти символа крепко ассоциируют с Россией. Это: орел и медведь.
Вспомните историю "Хоббита". Узнав о битве Свободных Народов с орками и варгами, орлы из Туманных Гор под предводительством Гваихира, Владыки Орлов, присоединились к Трём Армиям. Вспомните, как Бильбо, первый заметивший их приближение, закричал: "Орлы летят!" Вот он – этот орел от Востока, Гваихир, или Георгий Освободитель. Орлы и решили исход дела. Как и в самом конце "Властелина Колец" орлы спасают Фродо и Сэма, так и тут они являются - как очевидные спасители.
Задумайтесь на минутку над символическим изображением двуглавого российского орла: с мечем и крестом. Кроме всего того - что вы уже знаете. Я уже говорил, и повторю: от нас зависит - будет ли победа Орла от Востока мечом или крестом. Я, как пастор, как богослов - знаю и владею только одним из этих орудий. к нему всю жизнь и призываю. Это - мирный крест. Это - победа духовного пламени, не физического огня. Как бы я хотел, чтобы Россия победила силою креста, а не силою меча! Ведь может же! Россия ведь начинается с маленького ручейка - с тебя.
А теперь обратимся к пророчествам Исаии. Образ спасителей в последнем Армагеддоне у пророка Исаии передан через образ призвания Богом орла от Востока: (Исаия 46:11) «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.»
Кто этот орел? Исаия обращается к нему снова и снова: Исаия 41:2-4:
"Кто воздвиг от Востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими."
Это – образ последнего царя от Востока – последнего русского государя, о котором я немало писал. Образ спасительных "царей от восхода солнечного" - России.
Кроме орла Толкиен использует и символ медведя. В то же самое время, когда летят орлы, в бой вступил Беорн. Я писал уже прежде про Беорна и про то, как Толкиен сделал Беорна в своей первоначальной редакции настолько очевидно русским, что позднее писатель должен был «заметать следы». Тогда вместо изначального имени «Медведь» (Medwed) - и появилось имя «Беорн». Беорн, как огромный медведь, пробил шеренги орков, уничтожил гвардию Больга и повергнул его самого. Орки в панике бежали и рассеялись.
Медведь - это символ России, и символ царей с востока древности, Мидо-Персии. Даниил 7:5: "И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны." В Дан 8:20 мы узнаем, что медведь этот представлял Мидо-Персов - царей с востока древности во главе с их царем Киром Великим.
Так и пришли, прилетели Цари от Восхода солнечного – пришли на выручку и гномам (иудеям), и людям (светским язычникам) и лесным эльфам (западным христианам). Им много досталось. Орлы летят спасать. Может, я чего сочинил, может, что не так вижу - не претендую на последнюю инстанцию. Мне показались очевидными некоторые сходства между сюжетом Апокалипсиса и сюжетом Толкиена.
Верно ли я представил проекцию этих пророческих и литературных событий на историю? Я не знаю. Я лишь делюсь своим мнением. И никак не желаю никого обидеть. Я во всех статьях пишу о том, что многое в библейских пророчествах – условно. То есть, оно в любом случае совершится, но совершится ли это мечем железным или мечем духовным – или в их смешанной пропорции – это будет уже зависеть от нас с вами, друзья.
Мы – свободные существа. Но и Бог свободен. И Он напишет историю так, как сказал – триумфально. Но если этот триумф будет достигнут пушками – то в том похвалы нам от Бога не будет. Все равно – то будет не наша победа – как бы мы ни тешили самолюбие. Настоящая наша победа – это победа духовная. Есть два оружия - вспомните российского орла. Каким победим? Я всю жизнь сражаюсь мечем духовным, мечом Слова. К нему только и призываю.
Я много чего пропустил в своей статье: в частности, я не обратил ваше внимание на ту символическую роль, которую играл камень Аркенстон. Хотя мне очень хотелось рассказать вам, друзья, почему Торин говорил: "Аркенстон моего отца один дороже золотой реки, а для меня он и вовсе не имеет цены." Я не сделал это, чтобы не утомить вас, поскольку это - отдельная и удивительная тема. Потенциально - ключевая в нашем восприятии происходящих исторических событий. Но эту тему я надеюсь поднять в отдельной публикации.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.