Как отличить ложные советы по информационной безопасности от настоящих?
В современном цифровом мире пользователь становится более грамотным. Этому способствует информационная работа правоохранительных органов, инструктажи по безопасности пользователя службами разных сервисов (банков, платёжных систем и др.), а также личная любознательность пользователя ПК или мобильного устройства.
Телефонным мошенникам становится труднее входить в контакт с потенциальной жертвой и получать личные данные у бдительных граждан. По этой причине в Интернете начинают появляться разные публикации с советами по противодействию мошенникам путём разных нестандартных вопросов, встречных предложений вплоть до неадекватного разговора на разные отвлечённые темы.
Чем вредны советы по самостоятельному наказанию мошенников?
Во-первых, игры в сыщиков - это нарушение логики поведения обычного гражданина. Представим, что абонент, которому позвонили мошенники подозревает их и начинает, согласно прочитанным в Интернете схемам действий, пробовать издеваться в разговоре, шутить, выводить их на чистую воду и подобное. Гражданин подозревает, что его разводят и продолжает разговор, разве это нормально?
Если абонент подозревает позвонившего в противозаконных действиях, то он должен прекратить разговор и сообщить о подозрительном звонке в службу безопасности оператора связи, в банк или сервис, о котором шла речь, а при наличии угроз или случайной передачи персональных данных - сообщить в полицию.
Во-вторых, иногда продолжение разговора, в котором мошенник притворился дилетантом является частью преступного спектакля с целью незаметного воздействия.
Кто сказал, что звонящие "мошенники-неудачники", которых сразу распознают не получают то, что им нужно? С каких это пор в мошенники стали набирать "лохов" (потенциальная жертва)?
Возможно, звонки легко распознаваемых мошенников, с которыми абонент справляется сам, сделаны с целью усыпить бдительность абонента при следующих телефонных атаках.
"Разогретый" подобными звонками абонент может сделать вывод: "Звонят жулики и ничего: распознаю и высмеиваю их, потому что умный?" - классическое начало для подготовки последующих атак.
Чтобы абонент знал как "помогать себя подготавливать" ему могут объяснить доступными словами на разных форумах способы разговоров "со всяким телефонным жульём". Эти объяснения могут быть представлены в виде разных рассказов очевидцев, которым звонили с разными вопросами и те "круто" пошутили на звонившими, в ответ на спектакль мошенников стали закатывать свои спектакли.
Различные "эксперты по безопасности" в форумах могут рекомендовать к прочтению "экспертные статьи с нужными советами" о том, как вывести мошенника из равновесия и заставить выдать свои намерения.
Смысл всегда один: втянуть жертву в какой-нибудь сценарий действий, о котором он не подозревает.
Лучший способ нейтрализовать подозрения - это завести жертву в роль хозяина положения и заинтересовать дальнейшим взаимодействием с мошенниками. Этой мудрости уже многие тысячи лет и всегда срабатывает на неподготовленных людях.
Что нужно знать о правильном поведении при разговорах с незнакомыми людьми?
1. Нельзя сообщать свои персональные данные не только незнакомым людям, но и специалистам из служб безопасности банка или Интернет-сервиса.
2. Банки и службы безопасности не просят абонента перезвонить на номер или отправить СМС.
3. Если звонят из полиции, то всегда можно проверить контактный номер в официальных справочниках (МВД.РФ - телефоны служб и подразделений) и перезвонить самому по официальному номеру.
4. Чем меньше будет длиться разговор с мошенниками, тем меньше вероятности у них совершить вредоносные действия абоненту.
5. В случает подозрений абоненту нужно обратиться за подтверждающей информацией о звонившем к оператору связи и сообщить о подозрительных звонках и СМС в СПАМ-листы оператора.
6. Службы безопасности никогда не составляют инструкции для пользователей (абонентов) о том, как наказать или поиздеваться над мошенниками.
7. При подозрительных вопросах нельзя сообщать о себе ложную информацию с целью запутать мошенника, потому что ложные сведения могут косвенно указать на достоверные данные или охарактеризовать абонента как предрасположенного к разговорам.
Безопасность абонента (пользователя) основывается на серьёзном отношении к своей безопасности - вот такой правдивый каламбур.
Дополнительные материалы по теме этой статьи:
19 сентября 2019 года.
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).